СТО ЛЕТ БЕЗ БЕД

Сегодня заслуженная учительница России Евдокия Переведенцева отмечает вековой юбилей

Я счастливая, потому что живу с молодежью. С ними до ста лет дожила, — рассказывает Евдокия Николаевна. «Молодежь» — это старшая дочь и ее муж. Им уже далеко за 70. Но мама в семье — пример во всем. В том числе и ее возраст лишь подтверждение, что и в сто лет человек может чувствовать себя и выглядеть хорошо.

Пока дочь отвечает на бесконечные телефонные поздравления, приветливая и общительная хозяйка, показывая оформленную родными к ее юбилею стенгазету, проводит экскурсию в свое прошлое.

— Видите, какой я была! — по-девичьи задорно восклицает юбилярша.

На фото 20-летняя Евдокия Николаевна -активистка, комсомолка и просто красавица. Тогда она трудилась в сортопрокатном цехе чернорабочей и еще только мечтала стать учительницей.

Дочь юбилярши Эмма Владимировна вспоминает, как в 1941 году мама, только что окончившая пединститут, стала директором школы № 38. До этого у нее уже был большой опыт работы в сельской школе учителем истории. Считываю строки с праздничной домашней стенгазеты: «Принимала активное участие в ликвидации безграмотности населения, организованной Луначарским и Крупской. В 1939 году свой первый орден «Знак Почета» получила из рук Калинина».

В самых сложных 40-х, когда хлеб, бумага и чернила были дефицитом, Евдокия Николаевна, как собственных детей, опекала учеников и учителей. Кормила, учила и согревала теплом своего доброго сердца.

— У меня такой характер, что подолгу переживать и думать о плохом я не могу, — рассказывает Евдокия Николаевна.

— Этому ты и нас с бра том всегда учила, — подтверждает дочь. — Говорила: как станет тяжело на душе, взгляните на что-нибудь красивое. Ведь его вокруг гораздо больше, чем уродливого.

Евдокия Николаевна ведет активный образ жизни. Общается с многочисленными учениками. Много двигается и находится в курсе всего происходящего. Выписывает и с удовольствием читает «Комсомолку» и еще пару-тройку газет и журналов. Является убежденной коммунисткой и до сих пор ежемесячно платит в КПРФ взносы — 1 процент от пенсии. «Ведь меня комсомол и партия воспитали», — говорит.