ЧЕТВЕРО ПЛАТЯТ ЗА ШЕСТЕРЫХ

ЧЕТВЕРО ПЛАТЯТ ЗА ШЕСТЕРЫХ

Главный доход омским вузам дает обучение студентов на внебюджетных местах

Не секрет, что ни одно учебное заведение сегодня не может обойтись без студентов, которые сами или с помощью родителей платят за обучение. Более того, многие догадываются, что если стоимость семестра умножить на количество так называемых внеплановых мест, то получится сумма не огромная, конечно, но в масштабах вуза и не очень маленькая. А поэтому возникает вполне объяснимое желание узнать, а почему мы платим именно столько, на что будут потрачены наши деньги и кто это решает?

Как распределяется плата за страсть к знаниям в классическом университете, корреспонденту «КП» рассказал первый проректор ОмГУ Михаил ХОРОШЕВСКИЙ.

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?

— Деньги — государственные и студенческие — расходуются на зарплату преподавателям и нужды университета: ремонт, содержание помещений, электричество, связь, учебники, компьютеры и т. д. Внебюджетные средства — зачастую главный источник, из которого оплачиваются все эти важные мероприятия. Например, на текущий ремонт вузовских корпусов государство выделило нынче только 8 процентов от необходимого. Лучше дело обстоит с оплатой отопления, электроэнергии — федеральный центр покрывает более 90 процентов расходов.

— Иногда доходит до абсурда: если университет делает ремонт в общежитии из внебюджетных средств, то он еще и должен заплатить налог на прибыль, — сетует Михаил Васильевич. — То есть понимаешь, что по закону-то все правильно, а вот по жизни, наверное, не совсем.

ЦЕНА ВОПРОСА

В омских вузах на 6 бюджетников приходится 4 студента-платника.

Стоимость семестра определяется не столько затратами на обучение, сколько спросом на данную специальность. Скажем, чтобы выучить химика, нужны соответствующее оборудование, реактивы и т. д. А вот чтобы воспитать будущее светило экономики — нет. Но больше платят не технари, а студенты престижных специальностей — юристы, психологи, экономисты. Цены устанавливаются решением ученого совета. Он же с учетом инфляции решает, что плату пора повышать, причем узнают студенты об этом заранее.

Последнее повышение в ОмГУ произошло 1 декабря прошлого года, а до этого -1 июля 2002 года. Возможно, в апреле ученый совет вновь решит, что знания подорожали.

КАК ДЕЛИТЬ БУДЕМ?

Часть средств, получаемых от студентов-платников, остается на факультете, другая часть — общеуниверситетская. Соотношение этих долей может меняться: чем больше «зарабатывает» факультет, тем больший процент он отдает университету — своеобразный налог на сверхприбыль. Например, математический факультет оставляет себе 66 процентов выручки, а юридический — только 51%.

Как расходовать деньги, тоже решает ученый совет. Правом подписи обладает ректор. Главное лицо на факультете и в финансовых вопросах — декан.

ГДЕ БЫ ЕЩЁ ЗАРАБОТАТЬ?

Есть у ОмГУ и другие источники финансирования. Например, гранты на научные исследования. Но здесь все не так просто. Нужно доказать, что именно твое исследование очень перспективно. Понятно, что конкурентов много и борьба идёт нешуточная. Прибыль проносят и хозяйственные договоры, но их тоже нужно искать. Еще один источник дохода — вложение свободных финансовых средств в векселя. Но все это лишь дополнение. Главный доход дает обучение студентов на внеплановых местах.

Понятно, что финансовые возможности ОмГУ, даже учитывая платное обучение, далеко не соответствуют нашим безграничным потребностям. Но я, как и все студенты, надеюсь, что наш университет как-нибудь так сумеет распорядиться своими средствами, чтобы сделать из всех нас настоящих профи и чтобы мы все учились в красивых, отремонтированных корпусах.

СПРАВКА КП

Государственное финансирование ОмГУ -142 млн руб. Из них:

Стипендии — 34 млн руб.;

Строительство нового, седьмого корпуса — 20 млн руб.:

Внебюджетные средства (плата за обучение) -150 млн руб. ПЛАТА ЗА СЕМЕСТР:

Очное отделение -8 900 — 23 900 руб.;

Заочное отделение -4800-11 200руб.

В 2000 году клиентами службы занятости стали 64 выпускника омских вузов, в 2001-м -106, в 2002-м -140. В минувшем году число безработных с дипломами снизилось, но незначительно — 127. Не лучше обстоят дела у ребят, окончивших техникумы и училища. Несмотря на большой дефицит рабочих кадров, в прошлом году 800 молодых специалистов со средним профессиональным образованием начали трудовую биографию с должности безработного.

В 2003 году лидером по «подготовке безработных» среди вузов стала Сибирская автомобильно-дорожная академия. Среди ее нетрудоустроенных выпускников преобладают инженеры автомобильного транспорта и экономисты.

На втором месте педуниверситет — безработными стало больше всего учителей математики и информатики, начальных классов и менеджеров.

Аграрный университет совместно с институтом ветеринарной медицины выдал дипломы о высшем образовании 67 и 17 безработным соответственно.

Технический университет «подготовил» для службы занятости 73 молодых специалиста, включая 12 экономистов и 7 менеджеров.

Из классического университета на биржу труда попало больше всего гуманитариев: историки, психологи, культурологи.

Кроме того, в службу занятости обратились 22 выпускника института сервиса, 10 лингвистов-переводчиков института иностранных языков, 10 выпускников академии физкультуры, 7 экономистов филиала академии водного транспорта. Даже университет путей сообщения, гордящийся своей целевой подготовкой, потерял по дороге от диплома к рабочему месту шестерых инженеров-электриков.