Не секрет, что ни одно учебное заведение сегодня не может обойтись без студентов, которые сами или с помощью родителей платят за обучение. Более того, многие догадываются, что если стоимость семестра умножить на количество так называемых внеплановых мест, то получится сумма не огромная, конечно, но в масштабах вуза и не очень маленькая. А поэтому возникает вполне объяснимое желание узнать, а почему мы платим именно столько, на что будут потрачены наши деньги и кто это решает?
Как распределяется плата за страсть к знаниям в классическом университете, корреспонденту «КП» рассказал первый проректор ОмГУ Михаил ХОРОШЕВСКИЙ.
КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?
— Деньги — государственные и студенческие — расходуются на зарплату преподавателям и нужды университета: ремонт, содержание помещений, электричество, связь, учебники, компьютеры и т. д. Внебюджетные средства — зачастую главный источник, из которого оплачиваются все эти важные мероприятия. Например, на текущий ремонт вузовских корпусов государство выделило нынче только 8 процентов от необходимого. Лучше дело обстоит с оплатой отопления, электроэнергии — федеральный центр покрывает более 90 процентов расходов.
— Иногда доходит до абсурда: если университет делает ремонт в общежитии из внебюджетных средств, то он еще и должен заплатить налог на прибыль, — сетует Михаил Васильевич. — То есть понимаешь, что по закону-то все правильно, а вот по жизни, наверное, не совсем.
ЦЕНА ВОПРОСА
В омских вузах на 6 бюджетников приходится 4 студента-платника.
Стоимость семестра определяется не столько затратами на обучение, сколько спросом на данную специальность. Скажем, чтобы выучить химика, нужны соответствующее оборудование, реактивы и т. д. А вот чтобы воспитать будущее светило экономики — нет. Но больше платят не технари, а студенты престижных специальностей — юристы, психологи, экономисты. Цены устанавливаются решением ученого совета. Он же с учетом инфляции решает, что плату пора повышать, причем узнают студенты об этом заранее.
Последнее повышение в ОмГУ произошло 1 декабря прошлого года, а до этого -1 июля 2002 года. Возможно, в апреле ученый совет вновь решит, что знания подорожали.
КАК ДЕЛИТЬ БУДЕМ?
Часть средств, получаемых от студентов-платников, остается на факультете, другая часть — общеуниверситетская. Соотношение этих долей может меняться: чем больше «зарабатывает» факультет, тем больший процент он отдает университету — своеобразный налог на сверхприбыль. Например, математический факультет оставляет себе 66 процентов выручки, а юридический — только 51%.
Как расходовать деньги, тоже решает ученый совет. Правом подписи обладает ректор. Главное лицо на факультете и в финансовых вопросах — декан.
ГДЕ БЫ ЕЩЁ ЗАРАБОТАТЬ?
Есть у ОмГУ и другие источники финансирования. Например, гранты на научные исследования. Но здесь все не так просто. Нужно доказать, что именно твое исследование очень перспективно. Понятно, что конкурентов много и борьба идёт нешуточная. Прибыль проносят и хозяйственные договоры, но их тоже нужно искать. Еще один источник дохода — вложение свободных финансовых средств в векселя. Но все это лишь дополнение. Главный доход дает обучение студентов на внеплановых местах.
Понятно, что финансовые возможности ОмГУ, даже учитывая платное обучение, далеко не соответствуют нашим безграничным потребностям. Но я, как и все студенты, надеюсь, что наш университет как-нибудь так сумеет распорядиться своими средствами, чтобы сделать из всех нас настоящих профи и чтобы мы все учились в красивых, отремонтированных корпусах.
СПРАВКА КП
Государственное финансирование ОмГУ -142 млн руб. Из них:
Стипендии — 34 млн руб.;
Строительство нового, седьмого корпуса — 20 млн руб.:
Внебюджетные средства (плата за обучение) -150 млн руб. ПЛАТА ЗА СЕМЕСТР:
Очное отделение -8 900 — 23 900 руб.;
Заочное отделение -4800-11 200руб.
В 2000 году клиентами службы занятости стали 64 выпускника омских вузов, в 2001-м -106, в 2002-м -140. В минувшем году число безработных с дипломами снизилось, но незначительно — 127. Не лучше обстоят дела у ребят, окончивших техникумы и училища. Несмотря на большой дефицит рабочих кадров, в прошлом году 800 молодых специалистов со средним профессиональным образованием начали трудовую биографию с должности безработного.
В 2003 году лидером по «подготовке безработных» среди вузов стала Сибирская автомобильно-дорожная академия. Среди ее нетрудоустроенных выпускников преобладают инженеры автомобильного транспорта и экономисты.
На втором месте педуниверситет — безработными стало больше всего учителей математики и информатики, начальных классов и менеджеров.
Аграрный университет совместно с институтом ветеринарной медицины выдал дипломы о высшем образовании 67 и 17 безработным соответственно.
Технический университет «подготовил» для службы занятости 73 молодых специалиста, включая 12 экономистов и 7 менеджеров.
Из классического университета на биржу труда попало больше всего гуманитариев: историки, психологи, культурологи.
Кроме того, в службу занятости обратились 22 выпускника института сервиса, 10 лингвистов-переводчиков института иностранных языков, 10 выпускников академии физкультуры, 7 экономистов филиала академии водного транспорта. Даже университет путей сообщения, гордящийся своей целевой подготовкой, потерял по дороге от диплома к рабочему месту шестерых инженеров-электриков.