"СВИДАНИЕ" С ЛОСКУТНЫМ КОРОЛЕМ

«СВИДАНИЕ» С ЛОСКУТНЫМ КОРОЛЕМ

Технология изготовления таких картинок предполагает только ручной труд. Детали бывают настолько мелкими или такой причудливой формы, что никакая швейная машинка с ними не справится

Когда я неслась в Сибирский культурный центр на встречу с владимирским художником и мэтром лоскутного шитья Вячеславом Пименовым, вся моя женская природа вставала на дыбы, а небогатый опыт упрямо твердил: «Мужчина и лоскутное шитье — две вещи несовместимые!» (Да простит меня Пушкин!) Богатое воображение уже рисовало, как мой оппонент все это оспаривал с иголкой и тряпицами в руках. Но не тут-то было.

О САМОМ ГЛАВНОМ

Пименова я застала за самоваром. Конфетки, баранки, пряники… Иголок и мешков с лоскутками поблизости не наблюдалось. Лоскутный король с благостным выражением лица вкусно прихлебывал из чашки чай.

— Ну, спрашивайте, — по-отечески разрешил мэтр и, не дожидаясь, пока я соберусь с мыслями, начал с самого главного. — Женат. Трое пацанов. Младшему, Матвейке, годик. Жена хотела дочку, а я сказал: «Ничего не получится!» И опять сын родился. Карандаш уже крепко держит.

— Весь в папу! — делаю комплимент.

— А как же! — Пименов не обижается. — У меня Данилка, средний (ему сейчас десять), слово «композиция» научился говорить вперед «мамы». Бывало, сядет на диване, разложит вокруг себя тряпочки… Спрашиваю: «Данилка, что ты делаешь?» А он так серьезно, как взрослый: «Композицию». Он до пяти лет рисовал одних принцесс. По мотивам его красавиц я сделал и свою картинку «Свидание». И вся моя выставка так и называется — «Свидание».

— Не мужское это дело, Вячеслав Александрович, — двигаю я домостроевский тезис.

— А для меня не существует понятий «мужская и женская работа». Я пятнадцать лет преподавал на худграфе Владимирского педуниверситета, рисовал, а когда познакомился с лоскутным шитьем, понял, что все мои картинки очень хорошо ложатся на эту технику. В моих работах присутствуют и мужское (здесь все очень жестко выстроено по законам композиции), и женское (я живописец, творю любовь, страсть, ревность).

О ЛЮБИМЫХ ТРЯПОЧКАХ

— В мастерской работаете?

Пименов аж морщится от моей дремучести:

— Да вы что! Все дома. Как я могу свои тряпочки куда-то носить? Ткань — это домашний материал. А для меня это еще и художественный материал, пусть и бэушный, из которого я создаю художественное впечатление для зрителя. Технология изготовления таких картинок предполагает только ручной труд. Детали бывают настолько мелкими или такой причудливой формы, что никакая швейная машинка с ними не справится. И потом я должен видеть обратную сторону творческого процесса. На швейной же машинке я могу наблюдать только верхний шов.

— Ну, ткани-то вы в магазинах выбираете? — интересуюсь я. И опять пальцем в небо. — Что вы! Добрые друзья мешками таскают. Принесут, я высыпаю на пол, а там уж готовая композиция.

За десять пет Вячеслав Александрович придумал и претворил в ткань 32 картинки. И все их привез показать омичам. Вопрос о самых любимых Пименов считает неуместным. Оно и понятно. Если на каждое детище уходит по 3-6 месяцев, каждое будет любимым. Постоянное место прописки пименовских лоскутных шедевров — Владимирский центр народного творчества. Там-то их и обнаружила омский педагог детской школы искусств № 3 Людмила Белозерова. «Меня мало чем можно удивить, — говорит она, — я 25 лет занимаюсь декоративно-прикладным творчеством. Но эти картинки — просто что-то невероятное: у нас в Омске никто так не работает. А когда я узнала, что их автор — мужчина…» В книге отзывов Людмила Ивановна очень конкретно пригласила Пименова в Омск. Естественно, он приехал. И мастер-класс дал.

— Сижу тут у вас, — улыбается Вячеслав Александрович, — как Вовка в Тридевятом царстве. Все всё за меня делают, выставку готовят. Чертовски приятно!

О БЗИКАХ НЕ СПОРЯТ

-А это трудно — шить из лоскутков?
— Просто. Как штопать носки, — смеется Пименов. И прибавляет. — Только терпение нужно.
— Жена помогает? (Светлана — бывшая дипломница мастера: она гобелен делала, а он руководил. Вот такой педагогический роман… — примечание авт.)

— Нет. Свои картинки я никому не доверяю. Даже узелку — я нитки научился закреплять без узлов: вдруг где-нибудь вылезут и испортят впечатление от картины. Это, если хотите, мой бзик — ни единого узелка на картинке.

С чисто астрологической точки зрения феномен Пименова объясняется просто. Он Лошадь и Весы. Проще говоря, очень работоспособный. И очень творческий.

— Не жалко картинки оставлять, Вячеслав Александрович? — интересуюсь напоследок у художника, который собирается покинуть свои творения на месяц — ровно столько они будут радовать омичей.

— Еще как жалко! — выдает свои истинные чувства Пименов. — Я их еще когда в ящики складывал, жалел…