НАИБЕДНЕЙШАЯ ИЗ ВЛАСТЕЙ

У областных депутатов и чиновников зарплаты и пенсии ниже, чем у городских

И даже районных. Терпеть это унижение областной власти осталось полтора года.

В заметке «Омские на судьбу не жалуются» («Труд-7» от 7 апреля с.г.) мы поведали о том, чем сейчас занимаются омичи, заседавшие в разное время в представительных органах власти. И пришли к выводу, что бывшие депутаты не бедствуют, пережитый поход во власть гарантировал им дальнейшее обеспеченное бытие. Но оказывается, среди наших земляков, в недалеком прошлом народных избранников, есть и те, кто вправе пожаловаться на судьбу.

Прочитав публикацию, в редакцию позвонила Альтина Никитина, депутат областного Законодательного собрания предпоследнего созыва. Депутатские обязанности она исполняла на неосвобожденной основе, то есть не получая за это жалованья, совмещала с основной работой. Как тогда, так и ныне возглавляет районный профсоюз работников образования. А вот пенсия у Альтины Кузьминичны не дотягивает до 2тысяч рублей, депутатство не добавило к ней ни рубля.

Вот так и выяснилось, что депутаты областного Законодательного собрания не имеют никаких привилегий в плане пенсионном. Вообще-то, намой взгляд (и думаю, многие читатели с этим согласятся), это идеальный вариант. Народные избранники должны служить не за корысть, а за совесть. Добиваться расцвета экономики, тогда и богатеть вместе со всем народом. А если не получается — тоже туго затягивать пояса.

Но депутаты-то других уровней живут по-иному. Бывший депутат горсовета, например, получает пенсию во много раз большую, чем среднестатистический пенсионер. Раз ему можно, то, по логике, на более высоком этаже власти должно быть финобеспечение еще лучше. Почему же областные законодатели так сильно отстают от городских в плане собственной социальной защищенности, не позаботились о своей старости?

Виктор Степанович Карпунов, заведующий отделом законодательных предположений и юридического консультирования ЗС, охотно разъяснил мне ситуацию. Дело, конечно, не в полном наплевательстве областных народных избранников на собственные судьбы. И они пробовали обзавестись пакетом социальных гарантий. Попытку пресек Верховный суд, поскольку она противоречила федеральным законам. А их принимают депутаты Госдумы, которые, устанавливая для себя приличные пенсии (в размере 3/4 их приличных окладов), не побеспокоились о своих меньших собратьях. И только в прошлом году Москва приравняла областных депутатов к госслужащим.

Законодатели нынешнего созыва будут получать совсем не те пенсии, что их предшественники. Тем, кто сейчас работает в ЗС на освобожденной основе (таковых двое — Варнавский и Стражников), по уходу на заслуженный отдых гарантируется три четверти от их депутатского жалованья. Неосвобожденным же причитается и та пенсия, которую они нарабатывают за период трудовой деятельности, и депутатская. Размер же последней — три четверти зарплаты депутата. А ее величина определится на ближайшем заседании заксобрания. По проекту закона, который будет там представлен, депутатское вознаграждение приравнивается к окладу министра. Областного правительства, разумеется. В том, что сей проект будет одобрен, сомнений нет.

Однако, даже когда закон вступит в силу, замечает Карпунов, материальное обеспечение областных народных избранников будет сильно уступать городским. Соотношение приблизительно 1 к 2. «Непорядок», — говорю Виктору Степановичу. Он согласен со мной, но такова ситуация. Подобные пропорции — и в заработках областных и муниципальных чиновников: вторые имеют много больше, чем первые. И причина тут — в разделении властей. Власть губернская — государственная, напрямую зависима от Москвы. Горсовет и все службы мэрии — это местное самоуправление. На зарплату себе вольны брать всё, что выкроят из бюджета. А выкраивание — дело нехитрое: урезай от кого-нибудь и себе присовокупляй. Кстати, в том же бюджетном режиме существуют и 32 остальных муниципальных образования, то есть власти сельских районов: сколько могут, столько берут. И у многих районных чиновников ставки выше, чем у областных.

Впрочем, радоваться им не слишком долго осталось. У нижестоящих властей зарплаты сократятся, и очень сильно, по словам Виктора Степановича. Прорабатывается закон о предельных зарплатах муниципалов. Устанавливать их будет областная власть. Уж она-то позаботится о том, чтобы чиновники на Гагарина получали не больше тех, кто сидит на Красном пути. Начнет действовать данный закон с января 2006 года. Подпадают под него город Омск и все прочие муниципальные образования, кроме Любинского. Этот район считается самодостаточным, то есть может сам себя прокормить. Хорошо иметь домик в деревне, а в том домике — офис Сибнефти. Остальным муниципальным чиновникам сладкой жизни осталось полтора года. Надо им перебираться наверх или в Любино, но места под солнцем там едва ли хватит на всех.