Мир вокруг них жесток и требует ежесекундной обороны. И все, кто не похож на них, воспринимаются как враги. Знакомая ситуация, не правда ли? Ситуация птичьего двора, описанная еще Андерсеном. И такая, увы, жизненная… Каждый, кто хоть на миллиметр выделяется чем-либо из толпы, кто не такой, как все, — уже виноват перед ними. Его заклевывают, сажают на цепь, называют Зверем. И не важно, что Зверь-то на самом деле сохранил в себе гораздо больше человеческого, чем семейка мутантов, выжившая после катастрофы.
И все бы могло измениться, сам ход Развития новой человеческой цивилизации, если бы они пошли за Зверем, приняли его моральные ценности. Но выбор мини-племени падает на «своего», так похожего на них человека «со стеклами на глазах». Этот персонаж живет лишь инстинктами, нимало не заботясь о душевном состоянии других.
В спектакле-антиутопии четко расставлены акценты, полюсы добра и зла. Игра актеров — Марины Журило, Никиты Пивоварова, Олега Чичко, Ирины Коломиец, заслуженного артиста России Валерия Ростова — завораживает зрительный зал. Мы смеемся над нелепыми поступками героев, их страхами и невежеством. Смеемся, а потом понимаем: ведь это про нас. И замираем в страшной сцене насилия, еще не веря, что люди выбрали зло.
Последняя мизансцена оставляет слабый лучик надежды на возрождение человеческих чувств, добра и любви. Но надежда эта так слаба…
Страшную притчу-предупреждение рассказывают артисты. Страшную вдвойне, потому что поставлена и сыграна она ярко и талантливо. И потому на месте режиссера автор этих строк посоветовал бы строже определиться с возрастным порогом зрителей спектакля. Честно говоря, своего ребенка тринадцати лет, все еще витающего в детских фантазиях, я на этот спектакль, пожалуй, не возьму. Слишком ранимым и неокрепшим душам смотреть на такое рановато. А вот после 15 лет уже стоит задуматься над выбором, который делают герои спектакля, а вместе с ними и зрители.