Напомним, что показывать художественные коллекции из региональных музеев страны в Третьяковке начали пять лет назад. С тех пор свои художественные собрания здесь представили 22 региона России. И недавно этот проект был удостоен государственной премии Российской федерации. Поездку же наш их музейщиков поддержало правительство Омской области,
То, что собираются показать в столице омичи — вполне достойно крупнейшей сокровищницы русского искусства. Это монументальный триптих Михаила Врубеля «Цветы», состоящий из живописных панно «Розы и лилии», «Хризантемы», «Желтые розы», выполненный для московского особняка Е. Д. Дункер (его лишь однажды показывали в Москве на юбилейной выставке художника в 1956 году). Это и живописные работы М. Ларионова, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Гончаровой, В. Ходасевич, ведущих мастеров объединения «Бубновый валет» — А. Лентулова, П. Кончаловского, И. Машкова, омских футуристов 1920-1930-х годов В. Уфимцева и Н. Мамонтова, входивших в объединение «Червонная тройка», и других.
И все же, по мнению организаторов проекта, жемчужиной экспозиции и даже сенсацией станет коллекция золота, обнаруженного археологами в 1986-1989 годах в лесостепях Омского Прииртышья и датированная IV-I! веками до нашей эры. Говорят, что эта коллекция давно вызывает интерес у столичных музейщиков. И не только потому, что экспонаты очень древние, представляют большую ценность и имеют мировое значение, но и потому, что с их помощью поставлена точка в давнем научном споре по поводу возникновения известной так называемой сибирской коллекции Петра I. До сих пор тот факт, что петровское золото было найдено в Сибири, ставился под сомнение.
Всего же в столице будет представлено более 140 экспонатов. Все они были отобраны лучшими московскими искусствоведами, а вот что это стоило омичам, разговор отдельный. Рассказывают, что некоторые полотна находились в плохом состоянии. И заниматься ими пришлось художникам-реставраторам. Кроме того, экспонаты из-за больших размеров не входили ни в самолет, ни в вагон поезда. И поэтому был найден специальный фургон. Каждое полотно, каждый экспонат были тщательно упакованы и помещены сначала в особые чехлы, а затем в специальные ящики. Сама же отправка, несмотря на принятые беспрецедентные меры безопасности, была тщательно засекречена. И на протяжении пяти дней, пока груз доставляли в Москву, в Омск регулярно шли отчеты о его передвижении.
Безусловно, участие в таком проекте для омичей престижно. Однако цель его не только себя показать, но и установить связи с другими крупными музеями, в том числе и зарубежными (к слову, известно, что на открытие омской экспозиции в Третьяковскую галерею приглашены атташе по культуре всех дипломатических миссий). А также получить возможность для развития других культурных связей нашего региона. Впрочем то, что еще один шаг в этом направлении сделан, сомнений сегодня не вызывает. Так, 17 мая будет подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Омской области и руководством Третьяковской галереи, которое позволит музеям двух городов обмениваться экспозициями. Уже известно, что омский музей примет участие в следующем проекте Третьяковки «Пленники красоты». А в будущем году в Омск привезут из Москвы Врубелевскую «Царевну-Лебедь». Звездным в этом смысле обещает быть 2006 год, когда в честь празднования 150-летия Михаила Врубеля из Третьяковской галереи к нам доставят сразу несколько произведений знаменитого художника, а рядом с омским музеем появится единственный в мире памятник Врубелю. И это только начало. По словам директора музея Бориса Коникова, интересные проекты уже намечаются с Эрмитажем, Русским музеем, Государственным историческим, а также с музеями Екатеринбурга и Тюмени.