УЧАСТНИК более 30 художественных выставок, чье творчество особо ценимо интеллектуальной и артистической элитой города, а работы хранятся не только в музейных коллекциях, но и в частных собраниях в России, Испании, Японии.
Лирический минимализм. Именно так искусствоведы определяют стиль работ Сергея Баранова, хотя сам автор предпочитает именовать свое творчество » живописью афористичной» по сходству, в частности, с классическими китайскими афоризмами средневековья с их лаконичностью, емкостью и парадоксальностью. Не просто сообщать о чем-либо, а сообщать с иным взглядом на вещи, выявляя границы нашего понимания.
Потому в своих работах Баранов отказался от излишней детализации, «цветастости». Но к предельно упрощенной форме он непременно добавляет смысловую игру. Так достигается то самое пограничное состояние, в котором зритель становится не просто созерцателем, путешествующим по поверхности картины, а со-творцом, проникающим в ее глубину.
Как писал гениальный Андрей Платонов: «Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее». Полотна Сергея просты и сложны одновременно. Они не требуют долгого рассмотрения. Но ждут возвращения…
А пока — встреча. Новый цикл работ художника, среди которых не только живопись, но так же объект и предметный дизайн с интригующим названием «Тайная жизнь господина К.». Все представленные работы созданы художником за последние полтора года. К вечной теме, объединяющей все работы, художник относится и с теплотой, и с иронией одновременно.
— О чем это я на своих полотнах? — демонстрирует неподражаемую улыбку, — Наверное, о тех чувствах, которые испытывает одушевленное существо в мире, где все время что-то происходит. Или может произойти. Помните девиз капитана Немо «Подвижный в подвижном»? Так вот мои персонажи — это духовные в меняющемся.
— Господин К., отчего такое почтение простому кактусу?
— А почему Арсений Тарковский называет его «допотопным чудищем», терпеливым приемышем чужбины», посвящая ему одно из лучших своих стихотворений? Потому что кактус — существо феноменальное. В нем так много от человека! Или в человеке от него. Заметьте, с наступлением компьютерной эры кактусы стремительно расселяются по планете. Не розы, не гвоздики, не ландыши — именно кактусы становятся символом нового века. Толстокожие, колючие, невзрачные — а люди упорно окружают себя ими.
— Может быть, это связано с глобальным потеплением?
— Может быть. Кактусы неприхотливы и … питательны. И когда вокруг будут одни пустыни, кактусы спасут человечество от голода. И оно, человечество, интуитивно чувствует это. А если серьезно, то дело все — таки в другом. Наверное, в кактусе человек видит существо подобное себе. «На лицо ужасное, доброе внутри», которое хоть на миг может стать прекрасным цветком. Ведь в каждом из нас есть искра божья, и как глубоко ее не прячь, она все равно однажды найдет выход и чуть-чуть украсит наш мир.
— У художника эта искра проявляется в его картинах, говорят. А вот Вы много своих уничтожили?..
— Я очень строг к тому, что делаю. К примеру, на первой «персоналке» в историко-краеведческом музее было 27 работ. Сейчас осталось лишь 3-4. Несколько осело в музеях, еще несколько в частных собраниях. Остальные я смыл или закрасил.
— Они были недостаточно хороши?
— Достаточно. В музее что попало не выставишь. Мне кажется они были недостаточно правдивы Красивы — да. Но мне этого мало Для господина К.» я написал порядка 30 работ, а выставляю только 17.
— Какова судьба остальных тринадцати?
— Их уже нет.
— Известно, что среди ценителей Вашего таланта и «золотомасочный» режиссер Владимир Петров?
— Да, в его коллекции три мои работы. В том числе — «Цветущий кактус», образца 1994 года, который по сути является предтече» нынешней выставки. Кстати, и из «Господина К.» Владимир Сергеевич одну работу уже присмотрел для себя. Не так много людей владеют моими картинами, но все — очень хорошие. Талантливый зритель — вот что важно для художника.