НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ПОЛПРЕД

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ПОЛПРЕД

Анатолий Квашнин переиначил программу визита в Омск: собрав всех сибирских губернаторов, он повез их на строительство микрорайона "Прибрежный"

«Прибрежный» полномочному представителю президента в Сибирском федеральном округе Анатолию Квашнину показали в первый день его визита, перед заседанием Межрегиональной ассоциации сибирских городов (МАСС) и совета Сибирского округа. Микрорайон так впечатлил полпреда, что на другой день он повез туда всех подъехавших в Омск губернаторов.

Заседание началось с чиновничьих лобызаний; МАСС — это ведь тоже тусовка, у кого-то юбилей, а кого-то избрали в Госдуму. С докладом о строительстве жилья и реформе ЖКХ в регионе выступил хозяин — губернатор Омской области Леонид Полежаев. Первая часть выступления была посвящена успехам, а вторая — претензиям к федеральному центру, который не обеспечил реформу законодательной базой и до сих пор устраняется от решения проблемы ветхого жилья. Что касается строительства жилья, то наша область и в самом деле выглядит неплохо в Сибирском округе наряду разве что с Томской. В 2004 году должны сдать полмиллиона квадратных метров жилья, а в будущем выйти на миллион — столько строили в лучшие годы застоя. Губернатор подробно рассказал об успехах местного самоуправления — КТОСов, оставленных ему в наследство изгнанным мэром Омска Валерием Рощупкиным. Успехи в реформе ЖКХ со слов Полежаева выглядели весьма преувеличенными, поскольку в реальности эту реформу чувствуют только обитатели недавно построенных домов, где созданы кондоминиумы и товарищества собственников жилья. Те, кто живет в старом фонде, никакой реформы не чувствуют. Губернаторы-гости были гораздо откровеннее хозяина. Глава Томской области Виктор Кресс прямо сказал, что реформа ЖКХ мало кому понятна. Говорят. Кресса президент Владимир Путин называет по паспорту: Виктор Мельхиорович, хотя в регионе его в глаза величают Владимировичем, а за глаза — князем Серебряным. Кресс в области слывет демократом — европейская кровь, что ни говорите. И губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский, и Кресс говорили о том, что 22 процента от семейного дохода, как определена граница для получения жилищной субсидии, — это очень много. В Новосибирской области о малообеспеченных слоях заботятся лучше, чем у нас, — там граница для получения субсидии определена всего в 12 процентов, в Томске — тоже ниже, чем в Омской области.

Наиболее эмоциональным было выступление читинского губернатора Равиля Гениатулина. «Не понимаю вашего оптимизма ни по поводу реформы ЖКХ, ни по другим», — прямо заявил Гениатулин. По его словам, что такое реформа ЖКХ, ни наверху, ни внизу никто не знает.

Вопрос о ветхом жилье был одним из основных на встрече: губернаторы рассчитывают, что Квашнин поднимет его перед Кремлем, и регионам выделят деньги. Резче всех на эту тему высказался кемеровский губернатор Аман Тулеев: «У нас в шахтерских городах собаки дохнут от газа, идущего из-под земли». Речь идет о городах, где закрыты шахты.

Глава Республики Алтай Михаил Лапшин, единственный из выступавших губернаторов не высказывал претензии к федеральному центру, а скорее оправдывался. Оказалось, есть отчего. Полпред Квашнин недавно побывал в Республике Алтай и остался очень недоволен тем, как ликвидируются последствия землетрясения. Тем более и Алтайская прокуратура тоже имела по этому поводу претензии к Лапшину. Квашнин, говорят, будучи в Горном Алтае, сам учил строителей забивать гвозди. Новый полпред, по отзывам сотрудников его аппарата, вообще человек непредсказуемый, любит вникнуть сам во все детали, чем существенно отличается от своего предшественника — дипломата, журналиста и эстета. Судя по его высказываниям и по манере самому себе задавать вопросы и отвечать на них, Квашнин претендует на роль отца-командира для всей Сибири, Хорошо бы, конечно, чтобы у Сибири, о которой полпред красиво говорил, появился наконец такой отец. Только биография Квашнина к таким иллюзиям мало располагает. Под началом Паши-Мерседеса, то бишь Павла Грачева, участвовал в бесславной первой чеченской кампании. Но сумел извлечь из нее потенции на карьерный взлет — стал начальником Генштаба Минобороны. Но обороноспособность страны при этом лучше как-то не стала. Так что Квашнин вполне в духе времени соответствует скорее образу не отца-командира, а умельца делать собственную карьеру. Как говорят, дай-то бог ошибиться.