ОТПРАВНОЙ точкой театральной карьеры Кузнецова стали несколько строчек объявления из «Омской правды», пригласившего молодых людей во вспомогательный состав ТЮЗа. Этот театр и стал для него первой школой.
— С ТЮЗом я знаком с ранней юности, застал еще многих знаменитостей. Поскольку я всегда участвовал в самодеятельности — в качестве конферансье на районных, городских и областных смотрах выступал, читал миниатюры и фельетоны, пел куплеты — меня взяли сразу. Конечно, первый год в театре я провел без ролей, статистом. И все равно был счастлив уже оттого, что мог появляться на сцене с настоящими мастерами.
Тем более, что получить образование в столичном театральном училище Анатолию Кузнецову не пришлось. Поступать пробовал, но конкурс в 300 человек на место оказался не по зубам. Прошел только два тура, а на третьем срезался. Учился у коллег, прямо на сцене, познавая тонкости профессии, сценической речи, техники движения. Но понимание того, что актерского образования все же не хватает, не покидало. Хотелось учиться. И такой случай представился.
Подающего надежды Кузнецова направляют в подмосковный Дом творчества «Руза», на базе которого Всесоюзной театральной организацией (ныне СТО) проводятся специальные семинары-занятия для десятков молодых актеров, не получивших специального образования, но тем не менее уже работающих на профессиональной сцене. После этих курсов он, например, неплохо освоил фехтование и даже получил право его преподавать. Ставил бои в нескольких спектаклях. Не без сюрпризов. Вспоминает Анатолий Михайлович такой случай:
— В «Обыкновенном чуде» Шварца Юра Гребень фехтовал с Татьяной Дороховой. И на одном из спектаклей чуть не выколол ей глаз. Когда актриса поднялась, зал ахнул: кровь, чернота, потекший грим… Вызвали «скорую», задержали антракт, а в третьем акте, когда героиня должна появиться перед публикой при полном параде — корона, пышный кринолин — Дорохова появляется в добавок ко всему с повязкой на глазу. В зале раздались аплодисменты мужеству актрисы, которая все же что вышла на сцену, чтобы доиграть спектакль.
Потом он играл в театре «Парус», который организовала народная артистка России Вера Ефремова, наблюдавшая за молодыми талантами еще в подмосковной «Рузе» и спустя некоторое время собравшая всех их под крышей молодежного театра.
Пять лет отдано Калужскому драматическому, потом снова Омск…
— А потом мы с женой решили купить маленькую машинку. «Запорожец» пузатый — его тогда еврейским танком называли. Денег, конечно, не было: в театре всегда платили гроши. Вот и решили здесь встать на очередь, а сами завербоваться и уехать на север. Разослали письма повсюду, положительно откликнулась Камчатка, мы и собрались. Планировали отработать там три года, а уже через два по денежно-вещевой лотерее — 30 копеек билет! — выиграли «Москвич», представляете?! Вроде, и возвращаться больше незачем. Так и подарено Камчатке 23 годка.
Камчатских ролей в послужном списке Кузнецова немало -булгаковский Швондер и сияющий старик Чмутин из «Ретро» А. Галина, Курносый в «Энергичных людях» Шукшина и Гастрит в дударевском «Вечере»… А все же Анатолий Михайлович, как мне показалось, не слишком охотно вспоминает то время.
— Неловко говорить об этом, но появилась в театре молодежь — не только актеры, но и режиссеры — заявившая мне однажды: «Нафталин, не мешай работать, пора бы и честь знать, уходи». Понимаете, это было страшно обидно. Настолько, что я решил с театром расстаться вообще. Три года вообще никуда не ходил, даже ни одного спектакля не видел. Но как-то случайно увидел на афише «Галерки» знакомое имя — с Юрой Гребнем мы были дружны еще со времен ТЮЗа. Дай, думаю, посмотрю. Конечно, после спектакля. когда заглянул к нему в гримерку, мы обнялись, расплакались. Где ты, как? — спрашивает. Да я в институте, сторожем… Он меня к Витько привел, переговорили, и уже на следующий день я репетировал в «Женитьбе Белугина». С него все и началось. Четыре сезона я в этом театре, и занят в 12 спектаклях из 16, что идут на этой сцене. Знаете ли, горжусь этим, стараюсь, боюсь подвести, раз еще во мне нуждаются…
7 мая Анатолию Кузнецову исполнилось 65. Ничего особенного, так себе возраст, средненький, считает юбиляр. Самое главное, что сорок пять лет, отданные сцене — не напрасны, работать по — прежнему интересно и радостно.