АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ: "ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ВО МНЕ ЕЩЕ НУЖДАЮТСЯ"

АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ: «ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ВО МНЕ ЕЩЕ НУЖДАЮТСЯ»

Его актерская судьба удивительна. Он всегда знал, что будет служить сцене. Не иначе, как сама судьба водила мальчишеской рукой, писавшей на уголке фотографии для комсомольского билета поистине пророческие слова: "будущий актер".

ОТПРАВНОЙ точкой театральной карьеры Кузнецова стали несколько строчек объявления из «Омской правды», пригласившего молодых людей во вспомогательный состав ТЮЗа. Этот театр и стал для него первой школой.

— С ТЮЗом я знаком с ранней юности, застал еще многих знаменитостей. Поскольку я всегда участвовал в самодеятельности — в качестве конферансье на районных, городских и областных смотрах выступал, читал миниатюры и фельетоны, пел куплеты — меня взяли сразу. Конечно, первый год в театре я провел без ролей, статистом. И все равно был счастлив уже оттого, что мог появляться на сцене с настоящими мастерами.

Тем более, что получить образование в столичном театральном училище Анатолию Кузнецову не пришлось. Поступать пробовал, но конкурс в 300 человек на место оказался не по зубам. Прошел только два тура, а на третьем срезался. Учился у коллег, прямо на сцене, познавая тонкости профессии, сценической речи, техники движения. Но понимание того, что актерского образования все же не хватает, не покидало. Хотелось учиться. И такой случай представился.

Подающего надежды Кузнецова направляют в подмосковный Дом творчества «Руза», на базе которого Всесоюзной театральной организацией (ныне СТО) проводятся специальные семинары-занятия для десятков молодых актеров, не получивших специального образования, но тем не менее уже работающих на профессиональной сцене. После этих курсов он, например, неплохо освоил фехтование и даже получил право его преподавать. Ставил бои в нескольких спектаклях. Не без сюрпризов. Вспоминает Анатолий Михайлович такой случай:

— В «Обыкновенном чуде» Шварца Юра Гребень фехтовал с Татьяной Дороховой. И на одном из спектаклей чуть не выколол ей глаз. Когда актриса поднялась, зал ахнул: кровь, чернота, потекший грим… Вызвали «скорую», задержали антракт, а в третьем акте, когда героиня должна появиться перед публикой при полном параде — корона, пышный кринолин — Дорохова появляется в добавок ко всему с повязкой на глазу. В зале раздались аплодисменты мужеству актрисы, которая все же что вышла на сцену, чтобы доиграть спектакль.

Потом он играл в театре «Парус», который организовала народная артистка России Вера Ефремова, наблюдавшая за молодыми талантами еще в подмосковной «Рузе» и спустя некоторое время собравшая всех их под крышей молодежного театра.

Пять лет отдано Калужскому драматическому, потом снова Омск…

— А потом мы с женой решили купить маленькую машинку. «Запорожец» пузатый — его тогда еврейским танком называли. Денег, конечно, не было: в театре всегда платили гроши. Вот и решили здесь встать на очередь, а сами завербоваться и уехать на север. Разослали письма повсюду, положительно откликнулась Камчатка, мы и собрались. Планировали отработать там три года, а уже через два по денежно-вещевой лотерее — 30 копеек билет! — выиграли «Москвич», представляете?! Вроде, и возвращаться больше незачем. Так и подарено Камчатке 23 годка.

Камчатских ролей в послужном списке Кузнецова немало -булгаковский Швондер и сияющий старик Чмутин из «Ретро» А. Галина, Курносый в «Энергичных людях» Шукшина и Гастрит в дударевском «Вечере»… А все же Анатолий Михайлович, как мне показалось, не слишком охотно вспоминает то время.

— Неловко говорить об этом, но появилась в театре молодежь — не только актеры, но и режиссеры — заявившая мне однажды: «Нафталин, не мешай работать, пора бы и честь знать, уходи». Понимаете, это было страшно обидно. Настолько, что я решил с театром расстаться вообще. Три года вообще никуда не ходил, даже ни одного спектакля не видел. Но как-то случайно увидел на афише «Галерки» знакомое имя — с Юрой Гребнем мы были дружны еще со времен ТЮЗа. Дай, думаю, посмотрю. Конечно, после спектакля. когда заглянул к нему в гримерку, мы обнялись, расплакались. Где ты, как? — спрашивает. Да я в институте, сторожем… Он меня к Витько привел, переговорили, и уже на следующий день я репетировал в «Женитьбе Белугина». С него все и началось. Четыре сезона я в этом театре, и занят в 12 спектаклях из 16, что идут на этой сцене. Знаете ли, горжусь этим, стараюсь, боюсь подвести, раз еще во мне нуждаются…

7 мая Анатолию Кузнецову исполнилось 65. Ничего особенного, так себе возраст, средненький, считает юбиляр. Самое главное, что сорок пять лет, отданные сцене — не напрасны, работать по — прежнему интересно и радостно.