Все как обычно. Из группки вошедших пассажиров мужской голос: «Удостоверение». И — просьба: «Передайте, пожалуйста, кондуктору…» Привычно подставляю руку «лодочкой» в ожидании двух-трех монет, но в ладонь ложится клочок бумаги, явно не похожий на банкноту. Это — талон. А кондуктор взамен отрывает с катушки обычный автобусный билет.
Оказывается, так теперь рассчитываются за проезд участники обеих чеченских кампаний.
Почему новшество касается только этой одной категории? Какая-то новая форма обслуживания? Или, быть может, таким образом местное транспортное начальство решило «упорядочить» количество поездок для льготников? Ведь в среде чиновников и депутатов высказывались предложения ввести средства контроля за количеством льготных поездок. Потому что на каждую категорию дотационных пассажиров из бюджета перечисляются определенные суммы. А когда они израсходованы, такой пассажир становится убыточным.
Как нам удалось выяснить в городском департаменте транспорта, талоны — это особый вид обеспечения льгот для некоторых категорий участников чеченских кампаний (тех, кто не подпадает под федеральные законы). Талонная система финансируется из областного бюджета. Каждый такой льготник еще с 15 декабря прошлого года может ежемесячно получать в органах социальной защиты 50 разовых талонов на бесплатный проезд в общественном транспорте. Кроме того, «чеченцам», проживающим в Омском регионе, положены два талона в месяц на бесплатный проезд (опять же в границах Омской области) на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте.
Сама идея хороша. Вот только узнать о ней подробно оказалось достаточно трудно — чиновники почему-то плохо информированы об этой системе.