Иртыш тяжело болен, убеждены омские старожилы-рыбаки. Все скуднее становятся их уловы, все меньше в них ценных пород рыб. Одна из главных бед — маловодье. Весенние нерегулируемые сбросы воды из водохранилищ в Казахстане губительны — потом, в разгар нереста, икра оказывается на сухом месте либо рыбья молодь гибнет, отрезанная от большой воды. А тут ко всем напастям добавилась еще одна: в Китае строится канал, который будет забирать огромную часть стока Иртыша. Река вконец обмелеет…
— Уже сегодня на юге области в верховьях Иртыша на когда-то богатых тонях осетровых нет, остался только неприхотливый лещ. Ценные породы рыб скатились вниз, на север, — с горечью констатирует Государственный инспектор Омской областной инспекции рыбоохраны Анатолий Александрович Андрианов. — Рыбы в реке стало много меньше, а браконьерство, как это ни парадоксально, год от года процветает. Почему? Да потому, что раньше некогда было хулиганить на реке — все работали. А сейчас у людей много свободного времени: безработица, денег нет, зарплату задерживают. К тому же если прежде орудиями незаконного лова в основном были сети, то сейчас такие варварские, как аханы, самоловы с сотнями острейших крючков, верши.
Ежегодно работники инспекции на рыбохозяйственных водоемах области, на Иртыше пресекают свыше тысячи нарушений правил рыболовства. Увеличился почти в два раза незаконный вылов ценных видов рыб. Браконьерам (а наибольшее их число приходится на Омский, Большереченский, Тарский районы) предъявляются иски на десятки тысяч рублей. На наиболее злостных дела передаются в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности. И все равно грабят реку…