Один — православный, второй — языческий. Чтобы посмотреть, как горожане совмещают оба праздника, корреспондент «Четверга» отправился в Ачаирский монастырь.
Сама природа гнала в этот день на свежий воздух-оттепель затопила в грязных лужах весь город. Столпотворения в парке, куда сбежались тысячи омичей с пивом и шашлыками, пришлись не по душе. Уж лучше в березовый лес, на святой источник… Здесь та же теплая погода, но тихо и спокойно, хотя посетителей в монастыре всегда много. У ворот храма десяток-другой машин, неподалеку горожане уже провожают весну, закусывая блинами… Нет уж, нам пока не до блинчиков. В последний день зимы, как рассказывала всем гостям монахиня на входе, нужно в святой водице искупнуться, попросить у близких прощения и поклониться до земли родителям, а уж потом можно и за обед садиться. Масленица — последний день перед Великим постом, на стол пока разрешается ставить мясные блюда и блины с маслом. Как оказалось, языческое прощание с зимой обыватели монастыря не признают, и большинство монахинь в этот день на службе. Да и гости скорее стремятся в храм. В церквушках Ачаирского монастыря, славных своим уютом и домашним скрипом половиц, полно народу. Прихожане ставят свечки, читают тихие молитвы. А на деревянной лавочке сидят бабушки и время от времени крестятся.
— Наш русский народ все может совмещать: и языческий праздник, и православный, — говорит Антонина Сергеевна, посетительница церкви. — Ничего в этом плохого нет, главное — чтобы пост потом строго соблюдали.
— Сегодня людям должно прощения просить, а не через костер прыгать и чучело жечь, — считает другая прихожанка, назвавшаяся Мирой Петровной. — Масленица — праздник от язычества, а чучело — это самый настоящий идол, но истинный христианин не признает идолопоклонства.
Спорить не будем, но заметим все же, что большинству людей хочется в этот день и аппетитных блинчиков поесть, и хоровод вокруг соломенной бабы поводить, и храм Божий посетить. А некоторым еще и, как полагается по христианскому обычаю, искупнуться в святом источнике. Ну скажите, в каком другом водоеме двадцать человек не побрезгуют плескаться на пятачке в десять квадратных метров?
— Здесь вода святая. А она все микробы убивает. Так что мы не боимся! — отвечают купальщики и в этой же ванне, где только что омывались, набирают в бутылки воду.
Посетители уважают это святое место и. как бы ни любили блины, не решаются провожать зиму прямо на территории храма.
Отдав должное христианским традициям, народ отправляется вязать из веток и веников языческое чучело. За забором монастыря ставят небольшой столик, достают из сумок ароматные блинчики, масло, яйца, разводят костерок и приговаривают: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! До свидания, зима, приходи скорей, весна!» Тем временем и чучело готово — пучок соломы обмотан белой тряпкой, на ней нарисованы глаза, алые губы, розовый нос, а два веника, как руки, торчат в стороны. Сарафан у чучела, верно, сшили из детского платья.
Видимо, после купания в святом источнике на людей находит небывалое веселье, И вот уже гости монастыря водят вокруг горящего чучела хороводы и прыгают через огонь. Пока народ веселится, в честь Прощеного воскресенья из монастыря раздается колокольный звон.
— Завтра начинается Великий пост, — кланяется монахиня у ворот монастыря. — Счастья вам — и простите, если что не так!