Это не стало неожиданностью, поскольку предельно низкие зимние тарифы были, по всей видимости, обусловлены переделом в самом прибыльном сегменте омского рынка пассажирских авиаперевозок.
Судя по всему, Аэрофлот, Омскавиа и «Сибирь» исчерпали все внутренние резервы, потому одновременно подняли цены. Причем сделали это за месяц до сезона отпусков, чтобы потенциальные пассажиры успели к ним привыкнуть.
Свое монопольное положение на рынке пассажирских перевозок в московском направлении компания «Омскавиа» окончательно потеряла три года назад с приходом в наш город Аэрофлота. Московский тяжеловес сильно потеснил регионального перевозчика своими «Боингами», однако добивать не стал, поэтому настоящая тарифная война разыгралась несколько позже — летом прошлого года, когда омским рынком активно заинтересовался еще один тяжеловес — новосибирская авиакомпания «Сибирь».
Разобравшись со своими внутренними проблемами и проглотив наконец «Внуковские авиалинии», «Сибирь» активно занялась ближними соседями. Причем новосибирцы, в отличие от москвичей, повели себя в Омске крайне агрессивно. Попросту говоря, стали валить цены. Уже к концу прошлого лета они ввели специальный тариф, который был раза в полтора ниже базового тарифа у конкурентов. К зиме ситуация обострилась еще сильнее. Цены полетели вниз, пока не упали до критической отметки в 1300 рублей (2500 рублей в две стороны).
«Сибирь» утверждает, что на эти действия их спровоцировала компания «Омскавиа», которая, по нашим сведениям, винит во всех бедах новосибирцев. Дольше всех сохранял спокойствие Аэрофлот. Однако, по словам омского представителя «Аэрофлота» Галины СЕМЕНОВОЙ, им тоже пришлось использовать более гибкую тарифную политику и продавать тридцать билетов на каждый рейс по сложившейся низкой цене. Ничего не поделаешь — конкуренция.
Сегодня объявлено перемирие. Либо руководству Омскавиа удалось убедить конкурентов, что дальнейшие военные действия бессмысленны и не приведут к желанной победе, либо все одновременно устали подсчитывать убытки — установить истину не представляется возможным. В Омском представительстве «Сибири» туманно ссылаются на подорожание керосина и советуют задавать вопросы руководству авиакомпании, которое находится в Новосибирске. Аэрофлот утверждает, что лишь вернул осенний тариф. Видимо, остальные подравнялись под него. Тем более, что и ситуация на рынке уже изменилась. По оценке специалистов, после подорожания билетов количество пассажиров на московском направлении не уменьшится, поскольку впереди сезон отпусков — традиционный «сенокос» для авиакомпаний всего мира.
В проигрыше остались только пассажиры. Благодаря массированной рекламной кампании, они успели привыкнуть к низкой цене. Тем не менее подорожание было ожидаемым. Когда билет до Москвы в купейный железнодорожный вагон фирменного поезда «Иртыш» стоит дороже, чем билет на самолет — это нонсенс! И долго такое «безобразие» продолжаться не могло.
В утешение можно сказать, что все авиаперевозчики стараются как-то сгладить непопулярные меры, поэтому предлагают различные скидки и дополнительные услуги. Уже можно, к примеру, взять обратный билет с открытой датой. Раньше на внутренних рейсах такая услуга не существовала в принципе. К тому же пиковые цены продержатся, максимум до середины июля, после чего, как мне кажется, тарифы опять начнут снижаться. Сначала медленно, за счет увеличения скидок, а потом у кого-нибудь сдадут нервы. Похоже, что это опять будет «Сибирь»…