БОЛЬШЕ ЛЕКАРСТВ, ХОРОШИХ И БЕСПЛАТНЫХ

БОЛЬШЕ ЛЕКАРСТВ, ХОРОШИХ И БЕСПЛАТНЫХ

Ситуация с обеспечением инвалидов и других категорий льготников бесплатными или со скидкой лекарствами продолжает оставаться в ряде краев и областей России напряжённой

Об этом можно судить и по продолжающимся селекторным совещаниям, которые проводит министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, и по периодическим наездам проверяющих из столицы в города и веси страны, и по комментариям высокопоставленных чиновников, заявляющих, что в утверждённый порядок льготного лекарственного обеспечения будут вноситься дополнения, в том числе и в федеральный стандартный набор лекарственных средств, принятый для льготных категорий граждан.

Омским льготникам, похоже, повезло. Во всяком случае, редакционные телефоны не надрываются от беспокойных звонков инвалидов и ветеранов, которые по каким-либо причинам не могут получить по льготному рецепту выписанный врачом препарат. Действительно ли всё так благополучно? Как удалось избежать негативных последствий с началом реализации закона о монетизации, какие усилия предпринимаются, чтобы и в дальнейшем не допустить никаких срывов в этой работе? Об этом — и не только — разговор нашего корреспондента с начальником Главного управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств Омской области Сергеем ШАКИНЫМ.

— Нам удалось удержать ситуацию в немалой степени благодаря тому, что механизм обеспечения многих категорий граждан бесплатными или с 50-процентной скидкой лекарствами был у нас отработан годами. Мы даже в самые критические для экономики страны периоды не приостанавливали выдачу лекарств льготникам в соответствии с законом «О ветеранах». Кроме того, в отличие от других регионов удалось сохранить сеть государственных аптечных учреждений, у нас на складах ГУ «Омское лекарство» всегда был и есть необходимый резервный запас лекарств. Уровень и качество льготного лекарственного обеспечения в области были одними из самых высоких после Москвы и Башкирии, -97 процентов льготных рецептов обеспечивались вовремя. В такой динамике мы работали уже больше пяти лет.

И, конечно же, прогнозировали, чем могут обернуться новшества в этой сфере, готовились к ним заранее. Были задействованы внутренние резервы, из областной казны в декабре дополнительно выделено более 100 млн. рублей на льготное лекарственное обеспечение. В последний месяц года наши аптеки отпустили омичам-льготникам препаратов на сумму свыше 54 миллионов! Так что большинство пациентов встречали новый год с полутора-двухмесячным запасом необходимых медикаментов.

Но Правительство РФ решило в 2005 году кардинально поменять механизм льготного обеспечения лекарствами. И хотя об этом много говорилось, «правила игры» — формулярные списки, порядок выписки лекарств и прочая нормативная документация — были утверждены и разосланы Москвой после 25 декабря. Поэтому, естественно, в первые дни наступившего года, да и весь январь было много неразберихи, вопросов, претензий.

— Но вряд ли это было связано только с разделением льготников на федеральных и региональных, с изменением списков льготных лекарств, правил выписки рецептов и порядка выдачи лекарств?

— Дело не только в этом. Кардинально изменилась схема поставок лекарств для льготников! Федеральный центр выбрал в качестве уполномоченной компании для поставок лекарств по льготному списку (а в новом федеральном регистре, как известно,1850 торговых наименований медикаментов) ЗАО «РОСТА». На мой взгляд, это не самый лучший поставщик, во всяком случае, наши аптеки работали с ним мало и не так тесно, как с другими предприятиями. К тому же, считаю, что нельзя замыкать такой важный, социально значимый вопрос на одной компании, это всегда чревато срывами.

Предполагая такое развитие ситуации, мы не стали делать ставку на «РОСТА» и, не дожидаясь разрешения из Москвы, приняли решение использовать собственные финансы и собственные запасы медикаментов для обеспечения всех льготных рецептов. Кстати, в конце января Михаил Зурабов такое распоряжение все же подписал…

Кроме того, из областного бюджета на региональных льготников было выделено дополнительно 20 млн. рублей, что также позволило аптекам производить самостоятельный закуп необходимых лекарственных средств. К слову, удивляет тот факт, что в новых документах аптеки как таковые вообще нигде не фигурируют, речь в них идёт лишь о «пунктах выдачи бесплатных лекарств». И вот результат: на начало марта было выписано 213 тысяч рецептов, из которых необеспеченными оставались (ожидания больного превысили 10 дней) 605 рецептов. В основном на препараты, которые из-за многократного увеличения спроса заводы-изготовители просто не успевают отгружать потребителям.

И еще. Участие в этом обьеме уполномоченной компании «РОСТА» составило всего 18,5 процента.

— Сергей Иванович, много говорилось о том, что льготников разделили на федеральных и региональных, и кто-то оказался обиженным…

— Формально такое разделение произошло, поскольку изменился сам принцип отпуска льготных лекарств. Федеральный список лекарственных препаратов значительно отличается от областного, который, конечно, оказался более качественным, выверенным, адекватным потребностям наших больных. А федеральный перечень получился несколько оторванным от жизни, в него включили ряд «экзотических» препаратов, которые в нашей медицинской практике не использовались, но в то же время вычеркнули из списка несколько очень нужных, востребованных медикаментов. Скажем, не оказалось в федеральном регистре популярного среди гипертоников и больных с другими сердечно-сосудистыми заболеваниями голландского «Ренитека», хотя есть 11 других лекарств, эффективно нормализующих давление, помогающих сердцу, в том числе российский «Эналаприл», немецкий «Берлиприл» и другие. Не нашли в этом списке наши врачи и такой хорошо зарекомендовавший себя в детской терапии противосудорожный препарат, как «Гипотинхрон». Правда, сейчас специалисты Минздрава России пришли к выводу, что допустили тут ошибку..

Хотя, безусловно, в нынешнем федеральном списке есть очень эффективные и дорогостоящие лекарства высокого качества. Впервые в список включены медикаменты для онкобольных, некоторые из которых стоят 8-10 тысяч рублей и более, и врачи теперь выписывают их всем, кому положено. Однако для того, чтобы не было искусственного разделения среди льготников, мы приняли решение (и такой приказ я уже подписал на днях) о том, чтобы адаптировать региональный формулярный список лекарств к федеральному. То есть наш перечень льготных лекарств еще расширится.

— В аптеках сегодня нет очередей. Значит, нет проблем?

— Конечно, определённые проблемы есть, но мы делаем все, чтобы они не касались людей, чтобы инвалид или ветеран, придя к фармацевтам с льготным рецептом, получил свое лекарство без каких-либо проволочек. И работникам наших аптек тут больше повезло, нежели их коллегам — врачам поликлиник, которым пришлось весь январь учиться писать новые рецепты, в которых нужно заполнить 32 пункта, причем без ошибок, поскольку при малейшей неточности компьютер откажется его «обрабатывать». И если фармацевт на работу с льготным рецептом тратит пять минут (к тому же большая часть времени уходит на то, чтобы проверить наличие фамилии гражданина в списке льготников, — компьютер загружает всю базу из 160 тысяч фамилий, а если это Иванов, сколько их там будет?!), то доктору на его выписку требуется пятнадцать-двадцать минут. Большинство наших аптек оснащены компьютерами, новым программным продуктом, а вот в поликлиниках, конечно, нужно будет создавать оргметодотделы и постепенно освобождать врачей от лишней «бумажной» работы.. — Говорят, что необходимость принятия нового механизма льготного лекарственного обеспечения была вызвана, в частности, и тем обстоятельством, что ни на местах, ни в центре никто не знал точных данных о льготниках, о том, какие средства необходимо «резервировать» на них в бюджете.

— Действительно, далеко не везде власти владели ситуацией и знали реальное положение вещей. Сейчас Минздрав России упивается статистикой — анализирует её, что называется, вдоль и поперек. И, конечно, в тех регионах, где законы о льготном лекарственном обеспечении не работали, где из бюджета на эти цели не выделялось достаточно средств, население с введением новой практики выиграло. В них произошел рост объемов реализации лекарств по бесплатным рецептам в 7-10 раз. А в таких областях, как наша, где уже более десяти лет работает целевая персонифицированная программа «Рецепт», ничего особенного не произошло. Мы и раньше, и теперь можем проконтролировать, отследить ситуацию по любому препарату — сколько поступило и сколько отпущено, какова в нем потребность омичей… К слову, замечу, что с каждым годом население области приобретает всё больше и больше лекарств, медицинских товаров. За прошлый год в розницу было реализовано медицинских товаров на470,7 млн. рублей (рост на 19,5 процента), по бесплатным и льготным рецептам отпущено медикаментов на 366 млн. рублей (увеличение по сравнению с предыдущим годом на 56,8 процента).

— И последний вопрос. Сейчас много разговоров о том, что наш фармацевтический рынок заполнен фальсифицированными лекарствами. Насколько омичи защищены от «левых» медикаментов?

— У нас действует отлаженная система управления этими процессами на базе территориального центра стандартизации и контроля качества лекарственных средств, которая практически исключает попадание на рынок фальсифицированной, забракованной продукции. Сомнительные лекарства просто не доходят до аптечной сети. К примеру, в прошлом году центром был проведен контроль 169947 лекарственных средств, по 6471 позиции было отказано в реализации, что составило 3,8 процента. Причем основные причины — замечания к упаковке, содержанию на ней сведений о препарате, ошибки в сопроводительной документации… Так что могу заверить омичей, что омский рынок лекарственных средств не только насыщен, разнообразен, но и достаточно безопасен.