«КОММУНАЛКА»: ГРАБИТЕЛЬ-ПОПРОШАЙКА

Нынешняя зима в Сибири и в Омске в частности как никогда обнажила проблемы жилищно-коммунального комплекса.

Слыхано ли: одной отдельно взятой поселковой котельной вдруг вынужден заниматься министр по чрезвычайным ситуациям, а о проржавевших теплотрассах должен думать лично глава государства! Безусловно, кризис в отрасли зашел слишком далеко, коли Президент России во время своего сибирского турне с горечью констатировал: мол, мы проспали реформы, а когда проснулись, оказались на пороге коммунальной катастрофы…

Жилищно-коммунальное хозяйство всегда было неперспективной, убыточной сферой, сравниваемой с «черной дырой», в которой бесследно исчезают колоссальные средства. В итоге мы имеем сегодня до предела изношенные сети, морально устаревшее оборудование на теплоисточниках, развалившееся лифтовое хозяйство, обветшавший жилой фонд с грязными подъездами, перебои с подачей тепла, воды… Проблема технической деградации отрасли приобрела государственный масштаб. И ее попытались было решить по-государственному, объявив о правительственной программе реформирования ЖКХ, изменив для начала схему оплаты коммунальных услуг.

На тарифах в конечном итоге все и «зациклилось», хотя каждому ясно: одним повышением платы за жилье и коммунальные услуги кризис не переломить. Перемены нужны были кардинальные, во всем. Но, к сожалению, остальные «зерна» реформы так и не дали всходов: не создана система экономического стимулирования товариществ собственников жилья, заглох процесс создания служб единого заказчика, население упорно не желает включаться в управление жилищным фондом, частные ЖЭКи остались мифом, возможность договорной системы обслуживания наводит на население, привыкшее к рабской зависимости от коммунальщиков, страх и ужас… И всякий раз, принимая в штыки известие об очередном повышении тарифов, люди продолжают платить, боясь замерзнуть зимой в квартирах без газа, электричества, воды.

Впрочем, ни этих сборов, ни бюджетных дотаций, ни компенсаций за субсидии и льготы «коммуналке» не хватает. Далеко не все тут упирается в финансирование. Может быть, в этой сфере нужно просто навести элементарный порядок? Попытку пролить свет на сложившуюся ситуацию предпринял недавно мэр Омска Е. Белов, встретившись с представителями жилищно-коммунального хозяйства Советского округа, на долю жителей которого в минувший отопительный сезон выпали самые серьезные испытания (запуск тепла проходил до середины декабря, ежедневно 5-7 домов оставались без отопления).

«КАКОГО МОНСТРА МЫ ПОРОДИЛИ…»

Как сегодня работает система ЖКХ? Да как Бог на душу положит. Ведь системы как таковой и не существует: единый когда-то механизм давно разбалансирован, нет общего подхода к решению задач, каждое жилищно-эксплуатационное предприятие варится в собственном соку, чувствуя себя эдаким монополистом в обслуживаемом микрорайоне. Где-то, скажем, сокращают штаты, а кто-то их раздувает. В одном ПЖРЭУ грозят забастовкой в связи с долгами по зарплате, а в соседнем она выдается вовремя.

Или взять, к примеру, собираемость квартплаты с населения. Картина получится — сплошная мозаика! Как финансовые потоки «крутятся» в наших ПЖРЭУ — поди узнай! Директор департамента городского хозяйства, заместитель мэра А. Бушуев попытался было затребовать в окружных ЖХ сведения о численности штатов, зарплате, производственных показателях. В ответ — тишина. Не подотчетны они ему: «хозяйственники» в округах унитарные, самостоятельные…

Учредителем муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства выступал в свое время департамент недвижимости. Но породив их, он от них и открестился: мол, плывите «свободным стилем». Когда же на повестке дня в очередной раз возникал вопрос о том, что же творится в наших ПЖРЭУ, все показывали на «ответчика» — департамент городского хозяйства, у которого никаких нормативно-правовых рычагов, позволяющих надавить на проштрафившиеся жилищные службы, не было и нет.

Ситуация просто абсурдная. Вот и новый мэр это отметил: «Какого монстра мы в городе породили! Система, от которой зависит жизнь тысяч омичей, никому не подчиняется, никем не контролируется!» Да уж… За десять лет хозяйствования в рынке больше всего дров наломано в ЖКХ. Конечно, частично проблемы здесь накопились и от недостатка денег, но все же главным образом (и это признают сами работники коммунальной сферы) из-за того, что была разрушена структура управления. В результате то, что сегодня осталось от жилищно-коммунальной отрасли, существует не благодаря, а вопреки. Вопреки всему…

В то же время мы порой не всегда справедливо обвиняем работников ПЖРЭУ во всех грехах: за разбитую лампочку в подъезде, за забитый мусоропровод, за грязь на лестничной площадке, за сломанную песочницу, за расплодившихся во дворе собак, за шум в летнем кафе по соседству с многоэтажкой… Ведь есть Правила эксплуатации жилого фонда, где четко прописаны по нормативам их обязанности, а их территория — это дом и десять метров площади вокруг него. Однако на них, помимо этих основных функций, возложена масса других, которые они вынуждены тянуть, распыляя силы и средства, в том числе и те, которые платят жильцы за… обслуживание жилья.

«ЧЕРНАЯ ДЫРА» ЖИВА

Вокруг «жилищников» образовалась такая негативная аура, что трудиться сюда, несмотря на безработицу, особо никого не заманишь. Да и средняя зарплата в 450-800 рублей мало кого прельщает. Не осталось у работников ПЖРЭУ и прежних льгот, которые позволяли хоть как-то удерживать сантехников, электриков, дворников…

Никто не спорит: зарплату в жилищно-коммунальной сфере поднимать нужно, образовавшиеся долги гасить надо. Однако прежде всего неплохо бы разобраться, куда уходят сборы «кварт-платы», на что тратятся бюджетные вливания. К примеру, почему задолженность по зарплате в Октябрьском округе составляет 500 тысяч рублей, а в Советском — 9 миллионов? А предприятия уже требуют: нам бы на наши расчетные счета деньги, которые причитаются на капитальный ремонт жилья… Кто же даст гарантию, что эти средства уйдут по целевому назначению — на ремонт крыш, восстановление межпанельных швов, стояков? Да и потратить их можно по-разному. Скажем, закупить арматуру, трубы, задвижки на тендерной основе, сбив на треть цену у поставщиков, а можно, не торгуясь, отвалить «нужной» фирме за материалы по полной цене, подготовив к зиме вместо десятка пять-шесть домов. В то время как, к примеру, только в Советском округе в капитальном ремонте нуждаются 245 домов!

Именно поэтому администрация города решила строго контролировать все финансовые потоки в жилищном хозяйстве. За каждый рубль, полученный из бюджета, коммунальщикам придется отчитываться, и в новой системе ЖКХ, которая разрабатывается рабочей группой из числа специалистов, ученых, представителей ТОС, прозрачности финансовой деятельности предприятий уделяется особое внимание. Новые подходы при реформировании отрасли будут выработаны не только в структуре управления, но и в организации работ по эксплуатации, обслуживанию и ремонту жилого фонда. Во всяком случае, есть твердое мнение, что реформа ЖКХ не должна оборачиваться лишь повышением тарифов на услуги, население должно почувствовать и качественные изменения.

ПОЙДЕМ ПО ЭТАПАМ

Впрочем, кадровые и организационные перемены, управленческие и правовые новшества вряд ли дадут желаемый результат, если сами мы не включимся в процесс управления жилой собственностью. Ситуация, при которой население оказалось совершенно бесправным, с одной стороны, и крайне безответственным — с другой, уже привела к плачевным итогам — при молчаливом попустительстве жильцов варварски разграбляются и разрушаются десятки, сотни домов. Увы, сегодня единственно узаконенной формой участия в управлении жилой собственностью являются ТСЖ и ЖСК. Но и они в общем-то оказались предоставлены сами себе, в городе нет даже специалиста или отдела, которые занимались бы ими.

Есть, правда, ещ