Очевидцев трагедии нет. Мальчишки исчезли 12 мая. Водолазы нашли тела подростков в самом центре озерца, на глубине около трех метров, только 16 мая.
Небольшая речушка в Больших Уках к лету мелела, вот и решили люди помочь ей: соорудили что-то в виде запруды, получилось небольшое озерцо. У плотины глубина достигала пяти метров. Завелась рыба, озеро стало для селян местом отдыха. Умельцы смастерили небольшой плот, самые отчаянные выплывали на середину и закидывали удочки. Это было не только удовольствием, но и в какой-то степени удалью. Мальчишки — народ особенный, они катались на плоту по всему озеру. Не ведая страха, бравады ради.
СЛЕДОВ НЕ ОБНАРУЖИЛИ
Эта история по дикой случайности совпала с красноярской трагедией, когда пропали дети. О ней говорила вся страна. И вдруг у нас, на севере области, тоже пропадают два подростка 15-ти и 16-ти лет.
— Чтобы в народе не было никаких кривотолков, в районной газете опубликована информация, что криминала здесь нет. Ребята утонули. Очевидно, соскользнули с плота, а может, он перевернулся. Сколько уже говорили, уберите его вообще, чтобы не искушать мальчишек! Ведь они все равно будут выплывать на озеро. Это жизнь, и мы своих мальчишек не переделаем! — рассказывает заместитель главы администрации Большеуковского района Надежда Клещенок.
Когда родители официально заявили в милицию, ЧП районного масштаба сразу стало областным. В Омске был создан штаб, руководил которым подполковник УВД Омской области Юрий Виноградов.
Местные власти подняли весь поселок. Обратились к людям, которые в течение трех дней прочесывали леса, реку. Люди пришли знающие — тайга сурова, несведущему человеку здесь делать нечего. Искали везде. О трагедии старались не говорить.
— Причин бежать из дома у мальчиков не было. Оба неплохо учились, были на хорошем счету в школе. У Саши Родионова отца не было, но отчим его усыновил, в семье все в порядке было. Костю Зензина воспитывала одна мать. Оба самостоятельные парни. Трудились, сами деньги зарабатывали: в селе много престарелых людей, там дрова нарубят, здесь огород вскопают. Деньги водились, да еще матерям помогали, — говорит Надежда Клещенок.
Почему же версия о том, что дети утонули, возникла самой последней и в итоге оказалась единственной?
Предположение только одно: все были напуганы трагедией в Красноярске. Первыми отрабатывали самые страшные варианты. И когда через три дня стало ясно, что дети не пропали по чьему-то злому умыслу, было принято решение вызывать из Омска водолазов ПСС МЧС. От версии «пропали» до версии «утонули» прошло три дня.
Вадим Фирстов, спасатель международного класса, руководитель группы водолазов рассказывает:
— Мы получили приказ выдвигаться в Большие Уки в воскресенье, 15 мая. Наша команда — пять водолазов, все спасатели высшей категории. Прибыли на место ночью. Утром провели оценку обстановки территории поисков, — Вадим рисует подробную схему озера, ширину (где-то двести на двести метров) и глубину (от двух до пяти метров), ставит точку практически на середине, — вот здесь мы их обнаружили. Мы разбили озеро на секторы и начали поиск. Первый водолаз пошел. Пошел — это так сказано. Вообще-то поиск идет по дну, на ощупь, метр за метром, вода мутная, так что руки водолаза — главное орудие поиска. На втором спуске, отработав первый сектор, нашли тело мальчика. Вытащили на берег, затем нашли второго. Это было уже 16 мая.
ОТВЕТЫ ИЩИТЕ НА ДНЕ ОЗЕРА
Почему плотик оказался на берегу, за сто метров от места гибели подростков?
Надежда Клещенок:
— Очевидно, ветром снесло, там такое течение! Вадим Фирстов:
— Течения там вообще нет. Это же запруда.
Валерий Юрин, начальник отдела по делам несовершеннолетних УВД Омской области работал на месте происшествия в Больших Уках:
— Течение там все же есть, и оно часто меняется, особенно несет в сторону дамбы. Есть и водовороты. Скорее всего, мальчишки перевернулись на плоту, кто-то мог нечаянно ступить на край. Вода холодная, очень мутная. Когда подняли тела, было понятно, что мальчишки отчаянно боролись за жизнь, пытались выплыть. Но вода сковала практически мгновенно, тела оцепенели от холода. Внешних признаков насильственной смерти не обнаружено,
И все же вопросы остаются. Почему никто не знал, что мальчишки пошли на озеро? Почему одни утверждают, что видели, как они рыбачили на берегу протоки, другие говорят, что рыбачили с плота? Тогда где удочки, где снасти? Со дна озера их не доставали, да и не стояла такая задача у водолазов. Если подростки обнаружены на середине озера, то, как плот оказался на берегу? Похоже, эти и многие другие вопросы останутся без ответа. Правда, в нашем разговоре прокурор Большеуковского района Сергей Бряндин заверил, что следственные работы продолжаются, поэтому не стал комментировать ситуацию вокруг трагедии.
Все село хоронило Сашу Родионова и Костю Зензина. И сегодня их могилы утопают в цветах.