В миллионном Омске, на многие километры раскинувшемся вдоль Иртыша, по сути, всего две главные магистрали, по которым можно проехать из одного конца города в другой. Попадешь в пробку, считай, день потерян. А свернуть некуда. Город-тупик, спроектированный так, что в случае чего все мы в нем — заложники.
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ
— Омск, по большому счету, город без будущего, — считает профессор, почетный дорожник России Александр Смирнов. — Чтобы сегодня изменить ситуацию, нужно резать по живому…
Говорят, кто старое помянет, тому глаз вон. А кто забудет? Еще два месяца назад, когда я задавала вопрос чиновникам разного ранга о перспективах развития дорог, мне в ответ только усмехались: мол, где ты вообще видела в Омске дороги?! Сегодня, с приходом нового мэра Виктора Шрейдера, о дорогах принято говорить исключительно в восторженных тонах. Уложено столько-то тонн асфальта, отремонтировано столько-то магистралей. За месяц в десятки раз больше, чем за такой-то период прошлого, «нешрейдерского» правления. Однако, по сути, «новая» городская власть с помощью старой областной героически преодолевает трудности, которые сама же себе и создала. Виктор Филиппович ведь тоже не с луны свалился: руководил Центральным округом Омска, потом был аж первым замом председателя областного правительства.
Спрашивать, кто виноват, что власти Омска многие годы не занимались строительством дорог вообще, у нас не принято. Власть перед нами неподотчетна. Отсидел чиновник срок у кормушки, порешал собственные проблемы — и ушел в небытие. Следующая смена будет кивать на предыдущую и наступать на те же грабли. И так до преодолевает трудности, которые сама же себе и создала. Виктор Филиппович ведь тоже не с луны свалился: руководил Центральным округом Омска, потом был аж первым замом председателя областного правительства.
Спрашивать, кто виноват, что власти Омска многие годы не занимались строительством дорог вообще, у нас не принято. Власть перед нами неподотчетна. Отсидел чиновник срок у кормушки, порешал собственные проблемы — и ушел в небытие. Следующая смена будет кивать на предыдущую и наступать на те же грабли. И так до бесконечности. Пока, наконец, не будет найдена и устранена первопричина дорожных бед. А о ней сейчас предпочитают умалчивать.
НИ ДНА НИ ПОКРЫШКИ!
— Только за последние два года я пять раз разбивал машину в разных районах города, — возмущается Петр Царицын, водители» личного «Форда». — Горбатый мост — это вообще могильник для автомобилей. Один раз нас четверо «село» на одной яме. Все перекопано, знаков нет, летишь на скорости и гробишь машину. Мы тогда с мужиками обсуждали, кому жаловаться? По пять-шесть тысяч каждый зарыл в яме. Гаишники факт зарегистрируют, а дальше куда? Никто не знает, кому принадлежит дорога. Но ведь кто-то должен отвечать за этот бардак на городских дорогах? Мы же налоги платим! Да за такие дороги нам доплачивать должны. Как каскадерам!
ВОЙНА БЮДЖЕТОВ
Пять лет назад между городом и областью закончилась ожесточенная война бюджетов. У города отняли практически все, что когда-то он вкладывал в развитие городского хозяйства. В кабинетах мэрии расселось чиновничество, ни за что не отвечающее:
— Городские дороги — не наши заботы, — отмахивались в департаменте экономического развития города. — Деньги в областном бюджете, значит, это их проблема.
— О каких дорогах можно говорить, если у нас нет программы развития инфраструктуры города, — возмущались в городском Совете народные избранники. — Пять лет мы даже не имеем статьи в бюджете города на ремонт дорог!
У городского бюджета забрали средства на дороги, консолидировали их в областном бюджете. Уверяли: город расточительно расходует деньги, а область будет более рачительным хозяином и более строгим контролером. Но контроля не получилось. Первые же проверки использования средств территориального дорожного фонда показали, что практически каждый второй рубль, собранный налогоплательщиками Омска, ушел не по назначению. А средств с налогоплательщика собирали немало: только налог на пользователей все тех же дорог составлял в те годы не менее семисот миллионов рублей в год. Возвращали дорогам чуть больше трехсот миллионов. Уводили средства с городских магистралей на разные другие нужды, в том числе и на финансирование частных структур. Для областных чиновников дорожный фонд стал хорошей кормушкой. Первая же проверка контрольно-счетной палаты стала и последней. Что же себя-то контролировать?
ЧТО СДЕЛАНО?
— На дороги города уложено почти 100 000 тонн асфальта;
— капитально отремонтирована улица Масленникова и подъезды к Ленинградскому мосту;
— отремонтирована улица 22 декабря и площадка у 17-й диспетчерской;
— отремонтирован Октябрьский мост. Качество ремонта;
Здесь можно поставить большой знак вопроса. Все делалось в авральном режиме. Время — главный контролер- Газета будет держать этот вопрос на контроле.
НЕТ ДЕНЕГ — НЕТ ДОРОГ
Скорее всего, под воздействием пораженческих настроений город планомерно уничтожил все структуры, которые раньше в комплексе занимались строительством и реконструкцией городских магистралей. Три мощных ДЭРСУ, почти с семидесятилетней историей, обанкротились в отсутствии муниципальных заказов. Исчезли и контролирующие структуры. Латание дыр шло самостийно, кто во что горазд, без соблюдения каких-либо ГОСТов. Только за последний год чиновники выдали более ста лицензий всякого рода «летучим бригадам» из ближнего зарубежья, откуда их вытолкнула безработица. Делать дороги они не умеют, но очень хотят заработать, да и поделиться всегда готовы.
— Даже если положить качественный асфальт, — рассказывает прораб одного из дорожных предприятий, за плечами которого тридцать лет работы и сотни километров омских дорог, — то можно через месяц вернуться на исходные позиции: нет ливневой канализации, значит, вода, не имеющая стока, уничтожит все.
В Омске разрушена не только система дорожно-эксплуатационных служб, исчезли за ненадобностью и специалисты. А отсутствие программы развития города, и как одной из ее составляющих — городских магистралей, откинуло Омск как минимум на десяток лет назад.
С 1996 года в Омске не построено ни одного километра дорог. Последний рекорд — 60 километров магистралей (развязки на Левобережье от Ленинградского моста, дороги вокруг «Торгового города») — принадлежит фирме Вадима Липатова, бывшего директора ДЭРСУ-1.
— Омску сегодня нужна принципиально новая схема развития городских дорог, — считает Вадим Липатов. — Весь транспорт идет через центр, по двум главным магистралям, где сплошные пробки. Ну ладно, старый город, строили без учета развития города, а Левобережье? Ведь там также всего лишь одна магистраль, по которой направили весь транспорт. Какие головы подписывали эти проекты?
ЧТО ОБЕЩАЕТ МЭР?
— За лето будут отремонтированы дороги на Левобережье, реконструирована ул. Комарова, которая обеспечит выход на магистраль.
— Ремонт проспекта Космического в Октябрьском округе.
— 75 миллионов уйдут на внутриквартальные проезды, отмостки, ремонт дворов.
На вопрос нашей газеты лично мару, есть ли теперь у города программа развития магистральных сетей Омска, Виктор Филиппович ответил:
— Программа есть. На уровне перечня дорог.
Значит, пока нет, потому что перечень дорог — это не программа, о которой много говорят и сами чиновники, и депутаты.
ПРИЕХАЛИ!
Кому быть мэром Омска, решает областная власть. Пять лет назад непокорного Валерия Рощупкина сменил сговорчивый Евгений Белов. В итоге в этом году заговорили о банкротстве Омска, нависла угроза внешнего управления городом. Долги муниципалитета превышали его годовой бюджет. Город задыхался в проблемах, а область строила воздушные замки. «С 2002 года финансирование на дорожное строительство в Омской области постоянно возрастает. Только в прошлом году омские дорожники поставили рекорд: освоили 3,5 миллиарда рублей», — сообщала одна из правительственных газет. Правда, «дорожники» на деле оказывались мостостроителями. Миллиарды освоила структура, в прямом смысле приближенная к областному бюджету. Деньги ушли всего на два объекта — метромост в Омске и мост через Иртыш в Самсоново. Его уже окрестили в народе «мост в никуда». Скептики утверждают, что сей «стратегический объект» может быть востребован не раньше, чем лет через десять, так как он упирается прямиком в тайгу. Туда еще вкладывать и вкладывать, чтобы тайга расступилась и дала ему дальнейшие перспективы. Когда-то заявленное губернатором Леонидом Полежаевым, что Омск всего лишь одно из 33 муниципальных образований области, сделало свое дело.
ШРЕЙДЕР ВЫШЕЛ НА ДОРОГУ
Сегодняшнее беспрецедентное вливание средств из областного бюджета в решение первостепенных проблем города, и, прежде всего, в реконструкцию дорог связывают с избранием Виктора Шрейдера мэром. Позор процедуры банкротства, маячивший перед Омском, очевидно, давал Шрейдеру определенные козыри, которые он обменял на «добро» идти во власть и, что немаловажно, финансовую поддержку губернатора. Теперь Виктор Филиппович с завидной регулярностью публично благодарит Леонида Константиновича. А местный агитпроп, как гвозди вбивает в мозги обывателя сводки ежедневных работ на городских дорогах: «1 миллиард 700 миллионов выделено областью на строительство метромоста; 100 миллионов — на дороги Левобережья; 100 миллионов — на капитальный ремонт дорог города; 75 миллионов — на программу «Городской двор». Однако специалисты только усмехаются:
— К сожалению, вот такие шарахания лишний раз подтверждают, что чиновник, как и дороги, имеет свой предельный срок. Если у хороших дорог он где-то до 15 лет, то у чиновника — от выборов до выборов, — размышляет мой собеседник, заведующий кафедрой «Эксплуатации и строительства дорог» СибАДИ профессор Александр Смирнов. — Весь мир строится по плану. Особенно дороги. У чиновника перед глазами всегда должна быть карта дорог и четкий график их ремонта. А мы можем десятки лет не вкладывать ни копейки в дороги, а потом зарыть в них сразу полмиллиарда. А качество? А ливневая канализация? Ведь там, где сделали дороги, «ливневку» опять не предусмотрели. Первый же летний дождь уже показал, что поторопились. Люди по колено в воде прыгали через дороги.
Начинать необходимо с создания системы управления дорожным хозяйством. Ее в городе нет. Будет система — будет грамотный менеджмент, мониторинг всех дорожных проблем, а уж тогда на их основе можно будет строить долгосрочные программы развития города, с учетом хотя бы двадцатилетней перспективы. В Омске с этим пока проблемы.
НЕ ИССЯКНЕТ ЛИ ИСТОЧНИК?
Спасибо, конечно, губернатору за наше, как говорится, счастливое детство. За дороги. Но… Город должен уметь зарабатывать и исполнять свой бюджет самостоятельно. А если Шрейдер станет слишком самостоятельным хозяином? Тогда губернаторский финансовый источник иссякнет в одночасье. Опять на те же грабли?
— — Пока мы действительно работаем на деньги области. С 1 июня вступил в силу закон о местном самоуправлении, мы надеемся, что у города появятся более четкие полномочия, — считает недавно назначенный вице-мэр, начальник департамента городского хозяйства Владимир Потапов. — Наша команда приняла город в плачевном состоянии. Вы же знаете, что даже бюджет принят только в апреле, после нажима мэра. Бюджет дефицитный. Полностью разделяю ваши взгляды на проблемы городского хозяйства. Но начинать с программ развития все же было бы неразумно, на мой взгляд. Мэр поставил перед нами три первостепенных задачи: сделать город проезжим для общественного и личного транспорта. Мы это сделали. Далее — отремонтировать и восстановить главные дороги в округах. Лета, уверен, на это хватит. И третье — заложить основы для перспективного развития всей инфраструктуры города. Мы должны сделать так, чтобы наши дорожные службы сегодня работали как часы. Дать им возможность развиваться. Мэр подписал распоряжение о выделении 80 миллионов рублей на приобретение техники для дорожных служб округов. Проехали по Октябрьскому округу — Космический проспект полностью необходимо реставрировать. Решили,