НА ТЕЛЕВИДЕНИИ СОБРАЛИ ЛЕГЕНДЫ

НА ТЕЛЕВИДЕНИИ СОБРАЛИ ЛЕГЕНДЫ

ГТРК "Иртыщ" исполнилось 50 лет

На прошлой неделе полвена своего существования отметила ГТРК «Иртыш», первая и долгое время единственная телерадиокомпания области.

Сначала работники ГТРК и ее ветераны, уже вышедшие на пенсию, собрались у здания на Интернациональной, откуда в далеком ноябре 1954 года в эфир вышла первая экспериментальная передача. Официальный отсчет наше телевидение берет со следующего, 1955 года, когда появилось правительственное постановление об его организации в Омске. На историческом для телевизионщиков здании установили новую памятную досиу и перешли в Дрвмтеатр, где состоялось торжественное собрание, посвященное славной дате.

Накануне работников телевидения поздравил губернатор Леонид Полежаев, вручив только что учрежденный почетный знак «Заслуженный журналист Омской области» заместителю начальника службы информационных программ Александру Жидкову — старейшему нашему тележурналисту, проработавшему на студии 40 лет. Награды находили своих героев и во время торжественного собрания. От имени ЗС благодарственные письма получили журналист Галина Журова и режиссер Светлана Пиляева, на протяжении многих лет создающие передачи о работе депутатского корпуса области. Аналогичной благодарности от Горсовета удостоился журналист Сергей Корабельников, освещающий его работу.

Однако телевидение делают не только журналисты и режиссеры. Над любой, даже совсем короткой передачей, работает еще множество людей, которые, как правило, остаются за кадром, но без которых в эфир ничего не выйдет. Для них на ГТРК придумали свою собственную награду: «Легенда омского телевидения». Этот оригинальный знак получили рабочий-постановщик Николай Сапрыкин и монтажница Александра Ильина, электротехник Анатолий Харченко и водитель Юрий Арендаренко, художник Владимир Кудрявцев и телеоператор Владимир Печурин, видеоинженер Валерий Собинов и начальник кинопроизводства Андриян Толстенев, асссистент режиссера Анна Ткалина и журналист-киновед Владимир Бусоргин, дикторы Галина Пономарева и Юрий Коробченко, бывший директор радиотелевизионного центра Павел Кочергин и бывший председатель комитета по телевидению и радиовещанию Виктор Пономарев. Многие из них уже не работают, но вся их жизнь связана с омским телевидением, и на ГТРК их помнят и любят. Как и тех, кого уже нет с нами.

На заре телевидения все было не так, как сейчас, — приемники с крошечными черно-белыми экранами, разглядеть что-то на которых можно было только через специальную линзу с дистиллированной водой. Соответствующее оборудование имели и сами студии — громоздкие, под 200 кг весом камеры, заставляющие падать в обморок от жары прожекторы, примитивные станки для титров и фотографий. Ни о каких спецэффектах, игре оптикой и речи не могло быть. Все выдавалось в эфир только напрямую — видеомагнитофонов тогда не существовало. Но и в этих условиях телевизионщики умудрялись создавать интересные программы, снимать полнометражные документальные фильмы, концерты, ставить оригинальные спектакли. На съемку фильма или репетиции спектакля уходил месяц, а то и больше, но зрители их ждали, как, разумеется, и новостные программы, ведь передачи из Москвы тогда на Омск не ретранслировались.

Возможности павильона расширяла передвижная телестанция, при помощи которой транслировались спектакли и концерты, спортивные соревнования, массовые мероприятия. Всех дикторов омичи знали в лицо и по голосу, узнавали и журналистов, которые, впрочем, в те времена появлялись в кадре не так часто, как сегодня. Работать приходилось иногда в экстремальных условиях, скажем, на репортажах с хоккейного матча — попробуй постоять за камерой два часа в 30-40-градусный мороз, СКК им. Блинова, ведь тоже тогда не было. Телеоператоры выезжали на хоккей двумя бригадами, захватывая с собой «боевые» сто грамм.

С годами оборудование менялось — студия получила и новые ПТС с камерами, оснащенными трансфокаторами, а не сменной оптикой, видеомагнитофоны, стационарное павильонное оборудование, современную осветительную аппаратуру. Развлекательные программы стали разнообразнее благодаря техническим возможностям, расширились творческие просторы для режиссеров, операторов. Но и время диктовало свои условия. С началом изменений в обществе резко повысилась потребность в публицистических программах, увеличился объем новостей. Тогда в 1987 году впервые в системе Гостелерадио омичи создали единую редакцию информационно-публицистических программ «Пятый канал», ежедневно работавшую в прямом эфире и собравшую весь цвет омской тележурналистики. В те годы популярность ведущих «Пятого канала» была просто невероятной, на ее гребне Сергей Носовец стал народным депутатом РСФСР, Людмила Пушилина и Леонид Мутовкин — депутатами областного Совета.

Сегодня ГТРК «Иртыш» переживает, к сожалению, не лучшие времена. Она является составной частью ВГТРК «Россия», и сетка вещания полностью зависит от воли московского руководства. А оно не очень-то приветствует самостоятельность региональной сети, постоянно урезая местным студиям эфирное время. В результате ГТРК лишена возможности показывать зрителям спектакли или тот же хоккей, не может выдать даже получасовую публицистическую программу или фильм, полноценный экономический обзор, добротную программу о событиях культурной жизни. А ведь фильмы ГТРК «Последний путь Адмирала», «Крылья Победы» и другие, развлекательные передачи и программы для детей не раз удостаивались призов на всероссийских и межрегиональных конкурсах. Даже ПТС стало ненужной вещью, и от нее избавились — гонять передвижку для пятиминутного репортажа накладно и вообще не имеет смысла.

Без серьезных работ, как, например, телеспектакль или видеофильм, снижается, по крайней мере, не растет квалификация кадров, притупляется их интерес к профессии. Да и зрителям хочется, наверное, смотреть не только американские блокбастеры и московские новости, а и «свои» передачи, рассказывающие об омских проблемах и показывающие пути их решения.

Однако хоронить ГТРК, конечно, не стоит. Возможно, Москва и повернется лицом к интересам регионов, а потенциал, как кадровый, так и технический, у студии вполне достаточен для создания различных программ для омичей. И накопленный за полвека опыт позволяет делать их на самом высоком уровне.