НЕ ШАРИКИ ВИНОВАТЫ, А ЛЮДИ

НЕ ШАРИКИ ВИНОВАТЫ, А ЛЮДИ

В редакцию "Вечернего Омска" звонят и пишут омичи, обеспокоенные засилием городских дворов бродячими собаками. "Мы очень опасаемся за наши жизнь и здоровье, особенно детей

Дворняжки занимают детские площадки, дворы, плодятся. Сегодня маленькие щенки пока еще не представляют опасности. А завтра? Вечерами страшно подойти к подъезду: могут наброситься бездомные псы… Помогите навести порядок!» — взывают о помощи одни. «Да найдется ли в нашем городе человек, способный справиться с «собачьей» проблемой, пока не случилось беда?» — спрашивают другие.

По просьбе читателей мы еще раз вернулись к вопросу, который неоднократно поднимали на страницах газеты. И нашли человека, знающего, как цивилизованными методами спасти город от четвероногих бродяжек, и осмелившегося взяться за решение проблемы. Что у него из этого получится?

Знакомьтесь, директор муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство» Геннадий Сощик.

«Я НЕ ПРОТИВНИК СОБАК, НО НУЖЕН ПОРЯДОК»

— Кому-то масштабная, серьезнейшая проблема по очистке города от бродячих собак кажется до примитивности простой: взяли мужики ружья, вышли, постреляли в городских дворах по бездомным дворнягам — и вот вам наболевший вопрос снят с повестки дня, город будет чистым. Но, убрав несчастных животных таким варварским способом, город получит еще несколько страшнейших проблем, В специализированные клиники начнут массово поступать люди, от совсем юного возраста до пожилого, с заболеваниями, полученными вследствие психологических травм и сердечных приступов. Это раз. А два — мегаполис встанет перед угрозой эпидемиологической катастрофы. Трупы убитых животных, вывезенные на городские свалки, явятся ее источниками. К тому же к мусорным площадкам ринутся полчища крыс, которых ранее от источников пищи отпугивали собаки.

И, что характерно, в упрощенном порядке очистка города видится не только рядовым горожанам, глубоко не изучающим тему изнутри, а даже чиновникам, по долгу службы призванным решать наболевшую, годами копившуюся общегородскую проблему. Но именно из их уст выходят до курьезного смешные приказания специализированной городской службе: «Праздники на носу, а ну-ка быстренько постреляйте собак! Порядок наведите…»

Когда-то любовь к животным привела Геннадия Сощика в ветеринарный институт, куда он поступил по призванию и чтобы продолжить дело, начатое отцом, — спасать бездомных животных. Результатом воплощения благородных идей в жизнь стало открытие в начале девяностых годов первой в Западной Сибири частной ветеринарной клиники «Айболит». За счет своей клиники Сощик принимал и содержал отказных породистых собак. Привозили сюда и бесхозных дворняжек: бесплатно стерилизовали, ставили им вакцинные прививки. Сощик параллельно решал еще и дики, выходил с предложениями создать «Айболит-сервис» по всему городу. Полтора года он занимался щадящим отловом животных (город для этих целей выделил клинике два автомобиля).

— Работы было море, я понимал, что силами одной клиники нам не управиться, — говорит Геннадий Геннадьевич. Решил создать еще одну некоммерческую общественную организацию — «Сибирскую гуманистическую лигу защиты животных «Астрея», чтобы выйти на подобные западные организации. И нас заметили, избрали ассоциированным членом Королевского общества по предотвращению жестокого обращения с животными, созданного под эгидой самой английской королевы Елизаветы Второй.

После чего его пригласили в Америку на международную конференцию по проблемам бездомных животных. По окончании конференции и трехнедельной стажировки в Америке омичу предложили еще поработать в Штатах, где он и пробыл почти пять лет.

Там российский специалист подтвердил два своих диплома — ветеринарного врача, а также менеджера, выданный в Москве по окончании курсов повышения квалификации при институте президента страны для руководящих работников народного хозяйства Российской Федерации. Кстати, московский дипломный проект по менеджменту назывался — «Программа сокращения численности бездомных собак в городе Омске». Один из разделов программы Сощик посвятил вопросам гуманизации общества.

— На практике я убедился, что проблема бездомных животных — это проблема безответственности самих людей. Люди виноваты в сложившейся ситуации в городе. На Западе никто вам не позволит просто так выбросить на улицу четвероногого питомца, содержать его дома без документов, дрессировки. У нас возможно все. И как следствие этому беспределу — имеем то, что имеем. Изменить общество трудно, но возможно.

Нам начинать надо с воспитания детей. Поэтому предложил идею возрождения в детских учебных учреждениях «живых уголков». Через уголки можно распределять в хорошие руки найденных животных. Можно создать и школы юных хендлеров — это дрессировщики, которые выводят «учеников» собачьей школы на ринги для дрессировки, выгуливают их. В Америке, к примеру, распространены питомники для бродячих животных, на 70-80 процентов содержание в них идет за счет муниципалитетов. Остальные суммы добираются частными пожертвованиями. Общество защиты животных рассылает на праздники, к примеру, к Рождеству, по 10 тысяч открыток с поздравлениями, а в конце послания приписочка: «Не забывайте о братьях наших меньших», — и приложение — чистый бланк чека для пожертвований.

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ!

По разным источникам число бездомных дворняг в нашем городе колеблется от 30 до 80 тысяч особей. Подобную проблему испытывают многие крупные города нашей страны и других государств. Ранее Омский городской Совет принимал решение об упорядочении содержания собак в городе. Но, по сути, документ бездействовал. Как говорится, «гладко было на бумаге»… Геннадий Сощик предложил новому мэру свой проект ограничения количества бездомных животных в Омске. В ответ на него Виктор Шрейдер подписал новое постановление о создании в Омске специализированного подразделения по контролю за численностью животных в городе. А возглавить его было поручено ему, Геннадию Сощику.

Составлен график финансирования проекта, открыт счет. Уже разработан устав нового предприятия. Старое «Спецавтохозяйство», имеющее 26-миллионный долг, объявлено банкротом. В том хозяйстве, именуемом в народе «живодерней», работала худо-бедно всего одна бригада на единственном, стареньком автомобиле «Газ-53». Кроме нареканий и жалобу населения работники «сачка» и «клещей» не вызывали ничего. Но с 20 июня в городе организовано новое учреждение с новыми технологиями работы. По комплексной программе, предложенной Сощиком мэрии, планируется использование для специфической работы легких, мобильных автомобилей, строительство первого муниципального временного приюта для бездомных животных, рассчитанного на 50 собак и 25 кошек, в Ленинском округе. Затем в других округах. По подсчетам Геннадия Геннадьевича, содержание в постоянном питомнике 100-150 животных обойдется городу в 1 миллион 700 тысяч рублей в год.

— А у нас сколько людей бездомных! Какой смысл тратить такие деньги на собак! А если сократить число дворняжек до экологически безопасного уровня, — признает он, — то временные питомники, содержащиеся за счет муниципалитета и частных пожертвований, смогут снизить остроту проблемы. В программе, выработанной на предыдущем опыте моей работы в Омске и Америке, я предлагаю поэтапное решение вопроса, постепенный процесс очистки города от бродячих собак. Категорию «условно бездомных» собак никто не собирается трогать Они и впредь будут занимать свою биологическую нишу, обеспечивая охрану двору, гаражам, автостоянкам. Но во всех случаях должен быть человек, который понесет за них ответственность.

Параллельно мероприятиям, связанным с щадящим отловом животных с помощью «летающих шприцев», следует заниматься стерилизацией бесхозных собак. С сожалением признаю, что без эфтаназии не обойтись.

Вместо дорогостоящего крематория для утилизации тел животных Сощик планирует строительство дешевого, несущего минимальные затраты термического утилизатора.

— Я всегда работаю и считаю деньги сам, замечая, что выгодно для бюджета, а что — нет. И знаю, как решать дела более экономично и производительнее. Мой двухгодичный проект обойдется бюджету города в 18 миллионов рублей. По западным подсчетам, это недорого. К тому же экологическая безопасность города гораздо важнее и стоит затрат.