О райцентре Саргатском на днях узнали во всем мире. Информационные агентства сообщили о полемике вокруг существующего в этом поселке экзархата (по-светски — отделения, или филиала)греко-католической церкви. В СМИ просочилась информация о содержании конфиденциального письма представителя Ватикана в России архиепископа Антонио Меннини Московскому патриархату. По этим сведениям, папский нунций назвал «самочинным» восстановление в обход церковной власти в Саргатском экзархата.
Большинство жителей поселка, что в ста километрах от Омска, о заявлениях посланника папского престола не слышали, но католическую церковь на улице Пролетарской найти нам помогли. Греко-католическая церковь сочетает традиционный католицизм с православием, украинских же сторонников этой веры обычно называют униатами.
К нам вышел бородатый мужчина в рясе, представившийся abba игуменом Филиппом Майзеровым — настоятелем Спасо-Преображенской общины Монахов святого Василия Великого. По словам отца Филиппа, пока в общине кроме него еще один монах и один послушник. Но священнослужитель уверен, что число последователей будет расти — сначала в Саргатке, а потом по всей России. Для этого отец Филипп и вернулся меньше года назад на родину из Рима, где окончил папский университет имени святого Ансельма. В саргатскую глушь он забрался потому, что здесь — единственный в России экзархат греко-католической церкви. «Я сознательно приехал сюда, хотя мне предлагали работать в Ватикане над докторской диссертацией».
О своих противоречиях с Ватиканом священнослужитель предпочел особо не распространяться. По комментариям высокого духовенства можно предположить, что причина кроется во взаимоотношениях католической и православной церквей. Ватикан не хочет обострения противоречий с Московской патриархией из-за расширения узкого круга последователей греко-католицизма в России. Считается, что их у нас несколько сотен. Однако может стать много больше, если активно поддержать христианское вероучение, очень похожее на православие, но преподносимое на современном русском языке вместо церковно-славянского и практикующее более личностный подход и нерыночные отношения — например, свечи в храмах бесплатные, а за крещение или отпевание нет какой-то твердой таксы — верующие дают, сколько могут. Наверняка не понравится российской православной власти и официальное назначение именно отца Филиппа Майзерова, который перешел в католичество из лона Московской патриархии.
Дожидаясь папской грамоты, отец Филипп с единоверцами занимается обустройством саргатского храма, обдумывает жизнь будущего монастыря и пишет канонические книги. Как говорит игумен, трое обитателей общины существуют только на частные пожертвования мирян и подрабатывают переводами, благо знают несколько языков. Мирские власти непризнанный экзархат не докучают. Скорее всего, отцу Филиппу со сторонниками вряд ли удастся претворить в жизнь их заоблачные мечтания без финансовой поддержки Ватикана. Шумная агитация за свою веру и выколачивание денег с паствы — не в стиле католиков, нет за их спиной и хотя бы молчаливой поддержки государства.