УСПЕНСКИЙ СОБОР ХОТЯТ ВОССТАНОВИТЬ ЗА ДВА ГОДА

На минувшей неделе начались инженерно-геологические изыскания в сквере Пионеров

Здесь, напротив «Маяковского», НПО «Мостовик» будет восстанавливать, точнее, заново отстраивать Успенский собор. Во время раскопок, которые продлятся до октября, специалисты «Мостовика» должны изучить состояние фундаментов здания, взорванного в 1935 году. Потом надо будет создавать проект, руководствуясь сохранившимися рисунками конца девятнадцатого века.

Восстановление Успенского собора — давняя инициатива губернатора Леонида Полежаева. Видимо, сейчас наступило самое время для ее претворения. По словам директора НПО «Мостовик» и депутата Законодательного собрания Олега Шишова, возведение «жемчужины архитектуры» будет стоить 300-350 миллионов рублей. Это — не учитывая стоимости дорогого внутреннего убранства, восстановлением которого займется Омско-Тарская епархия. Но, как обещает Шишов, строительство планируется осуществлять за счет добровольных пожертвований, а начавшиеся изыскания «Мостовик» проведет на собственные средства. (Так что, если раньше нашу область некоторые московские СМИ относили к лидерам среди регионов, строящих храмы за бюджетные деньги, то сейчас эти позиции могут быть утеряны). Директор «Мостовика» также заверяет: омичи весьма выиграют от появления храма у «Маяковского», тем более, что вместо «унылого» фонтана где-нибудь в том же сквере соорудят новый, и даже всем известного оленя туда «переселят». А после строительства двух подземных переходов — по улицам Интернациональной и Ленина — в сердце города получится сплошная пешеходная зона.

Первые дни раскопок дали первые результаты, очень заинтересовавшие археологов. Открылись участки фундамента, вблизи нашли массу мелких фрагментов взорванного здания. Откопанная часть подвала оказалась хорошо сохранившейся. Но в целом фундамент, по мнению специалистов, не выдержит большого здания. И станет своего рода исторически-декоративным элементом — основная нагрузка ляжет на сваи, которые придется вбить. Строители говорят, что обязательно найдут камень, заложенный будущим тогда царем Николаем Вторым. Но оставят его на месте, а не сдадут в музей, как и четыре золотые монеты, вкопанные цесаревичем.