Тропинки, что народ протоптал среди зарослей высокой травы, пролегали через завалы сухого валежника. Но вот не прошло и двух месяцев — и дендропарк не узнать. В этом корреспонденты «Вечернего Омска» убедились собственными глазами и с помощью объектива фотоаппарата…
Уникальный зеленый оазис в самом центре города теперь в достойной для него оправе. Срубленные домики-теремки, словно избушки из русских сказок, детская игровая площадка с традиционными качелями и грибками, широкие дорожки, уложенные фигурной бетонной плиткой, деревянные скамеечки. Рядом — урны на узорчатых чугунных ножках. Огражденная территория парка словно расчерчена газонами, декоративными клумбами, где краснеют цветы сальвии, отливают золотисто-оранжевым цветом в лучах солнца яркие лепестки бархатцев. А далее — на недавно завезенном черноземе высажены в несколько рядов крохотные саженцы разных сортов голубой красавицы-ели.
Нигде не видно ни одного сорняка — люди потрудились как следует.
— Дерн выкапывали, выбирали вручную, грузили на машины и вывозили, — рассказывает дендролог Константин Родионов. — Затем на чистые от сорняков земли привезли чернозем, сеяли газоны, делали клумбы по эскизам дизайнеров-дендрологов, высаживали саженцы деревьев. Так появились новые аллеи голубых елей, жасмина, липы и дуба. Задача перед работниками дендропарка стоит конкретная: восстановить все культуры, которые были в нем раньше.
Рассказывает директор дендропарка Роза Рукавицина:
— Кроме этого сделали немало: провели водопровод, освещение. Теперь вот на очереди инвентаризация и паспортизация парка. Нам необходимо восстановить прежнюю коллекцию и приумножить ее. Посадочный материал завозим из Новосибирска, с Алтая. Сохранились редкие виды кустарников и деревьев в Омской аграрной академии, с которой мы наладили связи.
Вообще-то благоустройством дендропарка занимался весь город. У каждого округа в нем был свой участок.
Восстанавливали парк не только специалисты, ной, например, школьники, студенты — кто хотел, приходил помочь. В последние дни работали здесь триста человек и пятьдесят единиц техники. Хотели открыть дендропарк к Дню города, но не успели — объем работ очень большой. Открытие перенесли на конец сентября. А пока в нем еще ведутся работы.
Наш парк — это памятник природы и архитектуры, он служит для научно-познавательных целей, селекционных исследований, для занятий в нем студентов, экскурсий, наконец. Горожане могут приходить сюда. Но это не зона отдыха — это природоохранная зона. Вторым Зеленым островом она не будет.
Парк носит имя омского ученого селекционера Г. Гензе. Константин Родионов вспоминает о своем учителе:
— Мне посчастливилось несколько лет поработать с ним. Человек он был незаурядной судьбы, воспитанник царской гимназии. Отлично владел тремя иностранными языками. Во время войны из Саратова был этапирован в Омск. С именем Гензе мы связываем историю закрепления в нашем городе голубых елей. В 1968 году из-за сильных морозов в Омске погибли 400 этих деревьев. И было принято решение: больше их не выращивать. Учитель сумел переубедить власти и доказал, что голубые ели могут жить и в наших условиях.
Парк имени Гензе на восемьдесят процентов состоит из хвойных деревьев. Здесь даже белки живут. И полакомиться им тут есть чем: фундук, темно-синие ягоды вечнозеленых дуболистных кустарников, желуди. А еще растет в дендропарке кедр-карлик с верхушкой, напоминающей большого ежика с оттопыренными иголками. Вообще, любопытного и занимательного в парке — хоть отбавляй. Огромное пробковое дерево, плакучий вяз — любимец детворы. Ветви его куполообразно растут вниз, и дерево похоже на настоящий шалаш — только раздвинь ветки и окажешься в созданном самой природой домике. Если вы еще хотите удивиться — взгляните на черный тополь осакар: монгольский тополь скрестили с серебристым пирамидальным и получилось дерево-барышня на балу в пышной юбке…
Гуляют по дорожкам дендропарка мальчишки, собирают с земли опавшие яблоки и груши. А в глубине парка рабочие укладывают новые тротуары. Нет сомнений — сюда будут ходить омичи.