На прошлой неделе было опубликовано постановление мэра Виктора Шрейдера об утверждении новой маршрутной сети пассажирского транспорта — последний из серьезных документов, подписанных градоначальником 10 августа накануне ухода в отпуск. Судя по обнародованному списку маршрутов «ГАЗелей», давняя мечта Виктора Филипповича и директора департамента транспорта Владимира Губера скоро исполнится. Количество микроавтобусов будет сокращено больше, чем вдвое — с нынешних трех с половиной тысяч до полутора тысяч. И пассажиры смогут наслаждаться ездой в «комфортабельных просторных автобусах и троллейбусах». Правда, холят ли этого пассажиры, их не спросили.
В мэрском списке резко сокращено количество микроавтобусов на маршрутах. Например, на 414-м (Амурский поселок — старый Кировск) вместо 50 машин останется всего 19. Самих маршрутов сокращено немного, но под урезание почему-то попали, в основном, наиболее популярные. Скажем, 335-й — от улицы Стрельникова через Нефтяники к железнодорожному вокзалу; 346-й, курсирующий по кругу от улицы Труда в Нефтяники; 424-й — единственный, из напрямую связывающих поселок Юбилейный с центром и железнодорожным вокзалом. Вообще, больше всех пострадали жители Нефтяников и Левобережья. И сейчас в часы пик маршрутки и автобусы, связывающие микрорайоны.
Советского округа с центром города забиты до отказа, то ли еще будет, когда планы мэрии воплотятся? Еще хуже сегодня ситуация для жителей Левобережья, особенно для обитателей новостроек. На муниципальный же транспорт надежды нет.
Знаменательно, что ученые СиБАДИ уже много раз просчитывали пассажиропотоки и составляли обоснованные схемы, но эти труды, видимо, выкидывали в урну — и на транспорте ничего не менялось. Сейчас представители науки и Омского союза автоперевозчиков (ОСА.) тоже подготовили объемную совместную работу, в которой были учтены интересы и муниципалов, и частников, а, главное, пассажиров. Документы были переданы мэру. Появившаяся затем схема свидетельствует о том, что, вероятно, это исследование отправили туда же, куда и предыдущие. Другую крупнейшую организацию частных перевозчиков — «Автолайн», как и «ОСА», до разработки новой маршрутной сети также не допустили. Правда, чиновники успокаивают, что сокращать маршрутки будут не оптом, а постепенно, по мере прохождения конкурсов в департаменте муниципального заказа. Но, меняя маршруты «ГАЗелей», транспортники собираются оставить маршруты автобусов прежними, полагая, наверное, что они и без того идеальные, как и организация перевозок вкупе с дисциплиной водителей.
Злые языки поговаривают: «революция» на транспорте вызвана, прежде всего, личными интересами отдельных чиновников и транспортных управленцев. Некоторые из них, по слухам, во времена мэра Валерия Рощупкина, когда начинался «ГАЗельный» бум, сумели каким-то образом сколотить неплохой стартовый капитал. Сейчас же, якобы, кому-то очень хочется, чтобы омичи побольше ездили на «обычных» такси — другим транспортом передвигаться в парализованном реформами городе будет непросто.