Несколько дней назад прокуратурой Советского округа было возбуждено уголовное дело в отношении директора одной из школ.
В правоохранительные органы обратились родители восьмерых ребят, окончивших 9-й класс. Они заявили, что за зачисление их детей в 10-й класс с каждого из них администрация школы требовала по 900 рублей. Без этой суммы даже документы на перевод у них не принимали.
Расследование дела только началось. Но, судя по всему, деньги взимались со всех девятиклассников — и не первый год. Просто раньше вынести сор из избы никто не решался. Директор учреждения уже изложил прокурорским работникам свою версию случившегося. Он утверждает, что в ультимативной форме денег с учеников никто не требовал и незачислением в 10-й класс не шантажировал. Дескать, всё было исключительно на добровольной основе. Деньги шли в благотворительный фонд школы, специально учрежденный в 2001 году. Тогда счета школ стали арестовывать за то, что бюджет не выплачивал налоги с учительских зарплат. В итоге все родительские пожертвования, оказавшись на счете школы, тут же исчезали. Учреждение фонда спасло ситуацию. Деньги из него, по словам директора, шли на покупку книг, мебели, инвентаря, оплату услуг связи и прочие нужды школы.
Схожие по сути показания дал в прокуратуре Советского округа и директор другой школы. Дело, возбужденное в отношении его, уже направлено в суд. Он тоже твердит, что всего лишь призывал учеников помочь родной школе, которая не получала из местного бюджета ни копейки до 2005 года. Вот только непонятно, как сумма добровольных пожертвований может быть строго фиксированной? А судя по показаниям учеников, если в 8-м классе с них брали по 300 рублей за год, то в 9-10-м уже по 500. В 11-м же классе за обучение они должны были сдать по 1000 рублей. Причем директор неоднократно и принародно заявлял, что те, кто не внесет эту сумму, получат аттестат без печати и его подписи. То есть фактически ничтожную бумажку. И угрозу свою он осуществил. Во всяком случае, в отношении выпускников 2003-2004 учебного года. В итоге весной этого года в прокуратуру пришла девушка из многодетной семьи. Она рассказала, что все эти долгие месяцы надеялась накопить нужную сумму и получить необходимую печать и подпись. Но деньги у нее так и не появились. А без нормального аттестата поступить куда-либо после школы она не могла. В ходе расследования этого уголовного дела потерпевшими были признаны 20 выпускников данной школы. Почему они не спешили писать заявления в правоохранительные органы? Оказалось, многие полагали, что так и должно быть: нет денег — нет нормального аттестата. Однако, по словам помощника прокурора Советского округа Татьяны Городецкой, действия данного директора подпадают под статью УК РФ — «Превышение должностных полномочий». Впрочем, этой статьей дело бы не ограничилось, если бы выяснилось, что директор клал деньги в свой карман. Но у учеников не сохранились квитки из бухгалтерии, поэтому проследить, куда конкретно пошли их деньги, невозможно. Хотя, вероятнее всего, потрачены они были действительно на нужды школы.
Кстати, сам директор хотя и не отрицает, что иногда выдавал аттестаты без печати и подписи, но утверждает, что с деньгами это никак не связано. Мол, таким образом он призывал к дисциплине тех, кто имел задолженности перед учителями или не сдал учебники в библиотеку. Суд над ним еще не состоялся, поэтому директор продолжает работать на своем месте. Интересно, вносят ли сегодня ученики этой школы так называемые добровольные пожертвования?
Грань между ними и поборами настолько размыта, что отделить одно от другого зачастую просто невозможно. В свое время ваш корреспондент задавала вопрос об этом начальнику управления образования города. Внятного ответа не получила. Остается только сделать вывод самим: если школа просит деньги — это пожертвование, если требует за что-то конкретное, например за аттестат, — уже поборы. И этот абсурд будет продолжаться до тех пор, пока государство не станет нормально финансировать учебные заведения. Или пока власти не прекратят лицемерить и наконец признают, что образование у нас давно стало платным.