ГДЕ БЫЛИ РАСКОПКИ, БУДЕТ СТРОЙПЛОЩАДКА

ГДЕ БЫЛИ РАСКОПКИ, БУДЕТ СТРОЙПЛОЩАДКА

На прошлой неделе состоялось очередное заседание попечительского совета по воссозданию омского Успенского кафедрального собора, на котором была утверждена концепция восстановления этого в своем роде уникального памятника истории и культуры

Как отмечалось на заседании, проведена большая работа по изучению архивных и библиографических материалов, которая проводилась не только в Омске, но и в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Успешно проведены инженерно-геологические изыскания на месте раскопок фундамента взорванного собора. Таким образом, эту часть подготовительных работ можно считать на сегодняшний день завершенной, и теперь предстоит перейти непосредственно к воссозданию самого исторического объекта.

Губернатор Леонид Полежаев, возглавляющий попечительский совет, внес несколько предложений по плану строительства. Как известно, на прошлом заседании было решено сохранить остатки старого фундамента собора и разместить в цокольном помещении уже нового храма музей, где прежний фундамент займет свое место уже как самый большой экспонат в интерьере. Это довольно смелое решение, так как при бурении необходимо будет сохранить то, что уцелело, и, безусловно, будет иметь большую ценность для будущего музея. Однако современные технологии, как полагают омские проектировщики, позволяют это сделать.

Нашим читателям нетрудно предположить, какой это будет музей. Его экспонаты, а их уже набралось огромное количество, расскажут не только об истории создания и разрушения Успенского кафедрального собора, но и о его жизни, о жизни епархии и, в общем-то, о жизни омичей в тот исторический период времени. На совете решено, что музей будет находиться в ведении епархии.

Когда речь зашла о закладном камне (во время взрыва его уцелевшую часть отнесло в сторону на 20 метров), то губернатор сразу предложил, чтобы перед началом строительства камень занял свое прежнее место. Леонид Полежаев четко выразился: «Где лежал, там и будет лежать». Мы как бы закрепим в ряде исторических событий омской жизни, облекая его в материальную форму, и такое важное, как пребывание в нашем городе цесаревича Николая Александровича, его личное участие в строительстве Успенского собора. Ведь будущий император не только участвовал в закладке камня, но и внес впоследствии немалую сумму на возведение собора, пожертвовав из собственных средств пять тысяч рублей.

На заседании попечительского совета прозвучала информация, что специалисты, занимавшиеся изучением останков, найденных в тайном захоронении, установили: они принадлежат человеку примерно 1860 года рождения. А как известно, это год рождения архиепископа Сильвестра. Икона, обнаруженная в месте захоронения, принадлежит Киево-Братскому монастырю, где Сильвестр монашествовал, а другая икона с надписью была также подарена Сильвестру. Делать окончательные выводы в категорической форме ученые не решаются, но многие детали, сопутствующие этой находке, укрепляют верующих и священство епархии, что омская земля долго хранила в себе тайну и открыла ее, когда пришел для этого назначенный день и час.

Можно сказать, что нынче омичи становятся не только свидетелями, но и участниками волнующих событий. Уже по новому периметру установлено вокруг раскопок ограждение, и там, где недавно трудились археологи и реставраторы, где экскаваторщик работал подчас с осторожностью сапера, планируется уже в октябре начать строительство собора.

Кто-то сравнил место нынешних раскопок в сквере с раной налицо города. Но эта рана появилась еще в 1935 году, когда собор взорвали. «Зарубцевавшись» под аллеи и фонтан с оленем, она болела и ныла, тревожила память и души верующих и всех, кто знал цену такому архитектурному сокровищу, каким являлся собор. Сейчас омичам предстоит вернуть на круги своя прекрасное здание. Это будет одновременно и православный храм, и памятник культуры, и объект, имеющий историческое значение. Достойная работа для всех.