САМОЗАХВАТ НА КИТАЙСКОМ РЫНКЕ

САМОЗАХВАТ НА КИТАЙСКОМ РЫНКЕ

Многие, кому довелось побывать на китайской оптовке, что как раз напротив "Торгового города", заметили, что вся площадка перед входом обросла палатками и контейнерами

Более того, в проход по центру втиснуты столы с разложенными на них товарами: рубашками, шапками, нижним бельем, брюками. Даже в будний день здесь вавилонское столпотворение, а в выходные вообще не пройти. Кто создал эту толкучку? И насколько законна торговля на территории вне рынка?

Чтобы разобраться в ситуации, сюда прибыла комиссия: начальник отдела контроля использования природных ресурсов департамента недвижимости Александр Устинов, начальник торгово-экономического отдела администрации Кировского округа Любовь Радавич и государственный инспектор пожарного надзора по Кировскому округу Максим Новиков.

Для Новикова ситуация видна сразу: грубо нарушаются и противопожарные, и антитеррористические правила.

— Во-первых, нет шестиметрового проезда, — говорит он. — Случись что — ни одна машина сюда не заедет. Во-вторых, нет противопожарного разрыва — а это должно быть не менее пятнадцати метров — до соседнего комплекса. И в-третьих, нет поперечных проходов через каждую группу контейнеров. Одним словом, нарушено все, что можно и нельзя. Представьте себе взрыв или пожар, не дай бог конечно, люди неминуемо подавят друг друга.

Любовь Радавич смотрит на ситуацию с другой стороны:

— Эта площадка была отдана частному предпринимателю Комарову прошлым летом для проведения школьного базара, — рассказывает она. — Но после начала учебного года площадку Комаров не освободил. Более того, если тогда у него было разрешение на установку 20 палаток, то сейчас их уже 50. И даже металлические контейнеры появились.

Свой взгляд и у Александра Устинова:

— Сейчас мы проверяем использование участка в рамках земельного контроля, — говорит он. — Если у предпринимателя есть договор на аренду земли здесь, — это одно. Тогда мы просто проверим площадь участка и сверим ее с договорной цифрой. Если же у него договора нет, то он самовольно распоряжается землей, как своей собственностью.

— У Комарова есть договор?

— Сейчас подъедет, спросим. По нашей базе данных, договора у него нет. Но ведь всякое бывает. Подождем.

Александр Комаров подъехал минут через пятнадцать. При себе договора на аренду земли у него, конечно, не оказалось.

— Вчера сдал его в департамент недвижимости на продление, — не моргнув глазом заявил он.

К этим «песням» Александр Устинов давно привык, знает по опыту, что за такими отговорками, как правило, скрываются отсутствие договора и желание потянуть время. Но выводы Устинов делать не торопится: «Завтра пригласим его в департамент и все увидим».

А частный предприниматель Комаров явно нервничает:

— Почему именно меня проверяете? — «наезжает» он на Любовь Радавич. — Кому-то я как кость в горле, да? Вы что, Любовь Ярославовна, хотите оставить меня без работы? Так я знаю, кто под меня копает.

Подъезжают еще сотрудники департамента недвижимости и замеряют площадь, занятую палатками. Получается тысяча квадратных метров. Так самовольно он занял эти метры или нет?

Выяснилось это на следующий день уже в департаменте, где Комаров вел себя гораздо учтивее. Как и предполагалось, договора на аренду земли у Комарова нет и не было. Так что мы имеем дело с банальным самозахватом.

Механизм его оказался достаточно прост. Вся эта площадка относится к общественной организации — спортивно-автомобильному клубу «Иртыш» (видели, наверное, вывеску рядом с китайской оптовкой), который получил землю в аренду на 25 лет под подъезд к автомойке. Скорее всего, у Комарова устная договоренность с руководством «Иртыша». По всей видимости, предприниматель платит за «Иртыш» арендную плату, а сам собирает деньги с торговых палаток. Ясно, что не себе в убыток. Кстати, по словам Устинова, к «Иртышу» у департамента недвижимости претензий тоже немало. Но это другая история.

Меж тем одна бумага от Александра Комарова в департаменте недвижимости все же есть. Это — проект арендного договора. Но во-первых, этот проект еще находится на рассмотрении и, естественно, не подписан. А во-вторых, предприниматель просит в аренду 300 квадратных метров земли, тогда как занимает втрое больше. Чего так? Неужто намерен использовать большее количество квадратов, а платить — за меньшее?

Что дальше? Как выясняется, это не такой простой вопрос. Безусловно, представление о факте самозахвата уйдет в административно-техническую инспекцию и в федеральное агентство «Роснедвижимость». Им и принимать решение о наказании. Но кого наказывать? Предпринимателя Комарова или самих торговцев, выставивших палатки? Кстати, удалять палатки, вполне возможно, придется через суд. Не исключено, Камарова оштрафуют на десять тысяч рублей. Скорее всего, это для него — что слону дробина. Несмотря даже на то, что оштрафовать могут одновременно и административно-техническая инспекция, и «Роснедвижимость». Первая — за установку меж палаток металлических контейнеров, вторая — за самовольный захват земли.

— Здесь все незаконно, — говорит Александр Устинов. — И мы лишь фиксируем факт нарушения законности. Не более того. А вообще-то, интересы департамента и предпринимателя Комарова полностью совпадают. Для нас важно как раз, чтобы он работал и платил налоги в городскую казну. Поэтому у нас и не может быть цели задушить его деятельность. Вот только все нужно делать по закону.