Немногих руководителей судили в России за невыплату работникам зарплаты. В Омске же вообще судили очень мало, и при этом, до минувшей недели не посадили никого. «Первопроходцем» стал бывший внешний управляющий ФГУП «Омсктрансмаш» Владимир Харитонов, которого Ленинский районный суд приговорил к двум годам лишения свободы в колонии общего режима. Когда его взяли под стражу в зале суда, было заметно, что такое решение для бывшего руководителя стало неожиданным.
Уголовное дело о невыплате зарплаты на «Омсктрансмаше» прокуратура возбудила летом прошлого года. В обвинительном заключении, подготовленном по итогам следствия, фигурировала не только статья 145 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание за невыплату зарплаты, но и статья 160 — «Присвоение и растрата денежных средств».
Суд согласился, что 300 тысяч рублей, перечисленные одной из московских фирм для проведения энергоаудита предприятия, канули в Лету. Также Фемида сочла, что непонятно куда ушли 174 тысячи рублей, которые, по утверждению Харитонова и его адвоката, были потрачены на служебные командировки.
Суд принял не все суммы, представленные прокуратурой как невыплаченные при Харитонове зарплаты. Однако, как мы видим, доводов, чтобы посадить Харитонова, хватило.
После суда адвокат сообщил приговор «абсолютно несправедливый и политизированный». Скорее всего, Харитонов и защитник будут обжаловать не вступивший в законную силу вердикт в областном суде.
Как в свое время писал «МК в Омске», работники «Омсктрансмаша» в бытность Харитонова внешним управляющим не раз выражали недовольство своим руководителем. Астрономические долги по зарплате помогала гасить областная власть, а управляющий почти не появлялся на предприятии.
По словам председателя профкома Владимира Пахоменко, сейчас общая сумма долгов по зарплате работникам ФГУП «Омсктрансмаш» и его дочернего «Омсквагонзавода» составляет примерно 87 миллионов рублей. Между тем как только возбудили уголовное дело, Харитонов высказался в духе, что главной причиной крайних мер стала борьба за будущее предприятие, создаваемое на базе «Омсктрансмаша», которое должно производить железнодорожные вагоны и запчасти к ним. Последующие события косвенно подтвердили версию управляющего.
Напомним: разразились споры в Арбитражном суде, вводить или нет на «Омсктрансмаше» процедуру банкротства. В результате конкурсное управление все-таки было введено, а на посту управляющего Харитонова сменил Василий Тюпин, но затем на это место суд назначил поддержанного Федеральным агентством по промышленности Бориса Говорова.
Однако сражение шло, скорее, не за новое производство, перспективы которого по-прежнему весьма туманны, а за сам имущественный комплекс. Даже отдельно взятые некоторые производства «Омсктрансмаша», уникальные не только для Омска, наверняка смогут при грамотном менеджменте давать неплохую прибыль.
С другой стороны, Харитонова нельзя считать некой случайной жертвой обстоятельств. Об экономических и политических «гонениях» безбедно живший управляющий рассуждал, «упуская из вида», что работников гораздо больше волнует, где брать деньги хотя бы на проезд до родного завода и на хлеб.
Впрочем, после ухода Харитонова на предприятии пока ничего не изменилось. Поэтому профсоюзный лидер считает, что прокуратура вот-вот может возбудить новое уголовное дело о невыплатах зарплаты.