Согласитесь, когда в квартире ветерана протекает потолок и осыпается известка, ему, должно быть, тяжело вспоминать боевых товарищей и фронтовые победы. И это правильно, это справедливо, что поздравительными письмами и цветами на 9 Мая подарки нынче не закончились…
Летом в квартирах омских ветеранов Великой Отечественной начали делать ремонт. Областное правительство выделило на это более 38 миллионов рублей.
Строители меняли полы, сантехнику и канализацию, в частных домах укрепляли фундаменты и стены, ремонтировали печи, кровли и потолки. В общем, работы продолжались вплоть до середины декабря. Между тем по-прежнему поступают заявки на выделение дополнительных средств на ремонт. Видимо, во многих квартирах и домах строителям приходилось попотеть. На сегодняшний день рабочие уже привели в порядок более двух тысяч квартир и домов, и, судя по количеству заявок, работы будут продолжены и в следующем году. Ну, а те ветераны, у кого уже побывали строители, будут отмечать новогодние праздники практически в новых квартирах.
Зоя Ивановна встретила нас на лестничной площадке.
— Проходите, внучки, — пригласила нас в дом радушная хозяйка.
— Знаете, в моей квартире уже восемнадцать лет не делали ремонт. Последние годы некому стало, а одна я не могу…
Честно говоря, мы уже готовы были выслушать жалобы о том, что в нашем городе плохо заботятся о ветеранах войны, но, как оказалось, ошиблись.
— Да вы не стесняйтесь! Проходите, — волнуясь, Зоя Ивановна провела нас в зал. — Вот посмотрите, что с моей квартирой сделали!
Запах краски и свежей известки мы не почувствовали, однако сразу стало понятно, что в этой квартире совсем недавно сделали ремонт. Заметно, что потолок недавно побелен и наклеены новые обои. А в целом в квартире царил идеальный порядок. Хозяйка нас даже попросила поставить обувь на специальный коврик.
— Я ведь сама не убираюсь, ко мне приходит социальный работник, — объяснила такую дотошность Зоя Ивановна.
Два месяца назад в квартиру Зои Ивановны Рыбаковой позвонили. Гостей хозяйка не ждала, однако нежданному визиту обрадовалась. Гости пришли с «подарками»: бригада рабочих занесла в квартиру рулоны обоев, ведра с известкой, банки с краской, кисточки — словом, маляры явились во всеоружии. Собственно, показывать Зое Ивановне фронт работ не пришлось: квартира явно нуждалась в ремонте. Мастера тут же принялись за работу… Трудились ровно две недели, пока все три комнаты, включая кухню и коридор, не заблестели как новенькие. Кстати, сама хозяйка, несмотря на свои 82 года, тоже помогала рабочим, чем могла.
— Ума не приложу, как за этот срок они умудрились отремонтировать всю квартиру? — недоумевала Зоя Ивановна. — Люди месяцами с ремонтом не могут справиться, а мне всего за пару недель поменяли обои, побелили потолки, покрасили двери и окна. А потом и мебель передвинули. И для меня работы хватало: приходилось делать уборку. Однако я видела, как мои работники стараются, поэтому каждый день поила их чаем, а иной раз и обедом кормила. Добрых и чутких работников грех не накормить!
Зое Ивановне уже перевалило на девятый десяток. За целую жизнь она собрала большой архив документов и фотографий, рассказывающих о ней и ее муже Борисе Петровиче Рыбакове. Свой архив во время ремонта хозяйка особенно берегла. Еще бы — в нем история всей жизни!
Зою Ивановну призвали на фронт в 43-м году и сразу направили на военно-морской флот — юной морячке тогда было всего 18 лет. После войны вернулась в Омск и проработала много лет в суде и военном трибунале. А ее муж после войны работал и кинооператором, и музыкантом, и журналистом. Уже одиннадцать лет Зоя Ивановна живет без мужа, но его портреты висят почти на всех стенах обновленной квартиры.
— Знаете, я еще даже не отмечала окончание ремонта, — призналась Зоя Ивановна. — Решила отложить это дело до Нового года. Хоть я в этой квартире живу уже больше двадцати лет, но для меня это практически новоселье!