БАБОЧКА

Она понимает, что в этой жизни человеку не просто найти свое место, чтобы стать счастливым, но она также знает, что у каждого есть право выбора

У нее есть только право на жизнь. Судьба лишила ее выбора. Прикованная к кровати, она не может ходить. Но однажды она сказала себе, что выбор есть всегда. И стала учиться летать.

ВСТАНЬ И ИДИ

Ирина Кокшарова — удивительный человек. Встречи с такими людьми заставляют по-иному взглянуть на мир вокруг. Мы редко задаем себе вопросы: кто мы, зачем и почему? Она ответила на них еще маленькой девочкой, и больше никогда не возвращалась к этой теме. Грустные сказки не для нее.

В третьем классе у нее совсем отказали ноги. Врачи были бессильны. Ирочка, как бабочка, еще вчера порхала по жизни, а сегодня билась своими крылышками в стекло, рвалась на свободу. Но крылышки ломались, и сил становилось все меньше. Потом, двадцать пять лет спустя, она напишет об этом простое до боли стихотворение, в котором осознанное чувство безысходности станет светлым и, как ни странно, обретет будущее. Когда мы с ней говорили об этом чувстве безысходности, мне было страшно вслух произнести это слово, ранить человека. Потому что представить себе, как можно каждое утро просыпаться с этим чувством, находить в себе силы радоваться солнцу и знать, что тебе никогда не встать, не протянуть к нему руки. А Ирина ответила очень просто:

— Это многим покажется странным, но меня это чувство не коснулось. Я помню свое детство, очень короткое и очень яркое. Мы жили на Дальнем Востоке. Сопки, скрытые кедровыми лесами, тянули к себе. Мы бегали в горы, переплыв маленькую речку, любовались с обрыва небом. Яркие воспоминания детства всегда со мной. Надеюсь, что мир без меня не растерял своих красок.

Принять свою собственную жизнь как данность — это важнее, чем воспитывать в себе силу духа. Так считает Ирина. Тебя поставили в такие условия, и других не будет. Нужно достойно оценить эту данность и жить.

— Говорят, какой характер, такая и судьба. Мне судить о себе трудно, но я точно знаю, что никакая болезнь не сможет тебя победить, если ты хочешь жить. Иногда я говорю своей болезни: не на того нарвалась! Я никогда не дам вползти в мое сердце сомнениям и отчаянию. Я знаю, у меня никто не отнимал права на жизнь, и эта жажда жизни дает мне силы.

ПАМЯТНИК ЧУДАКУ

«Каждый из нас хоть раз в жизни должен попытаться вытащить себя из болота», — сказал Олег Янковский в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Эти слова для кого-то показались очень символичными, и человек начал действовать. Он бросил клич по всей стране, обращаясь к таким же, как он, чья жизнь не вписывалась в обычные рамки, построить памятник сильному человеку, который сам вытащил себя из болота жизни. К Ирине Кокшаровой этот человек обратился лично. Потому что считал ее сильным человеком.

— Я очень сомневалась, что это возможно, хотя идея очень понравилась. Она объединяла таких же, как я. Но дать деньги на памятник, увековечить себя при жизни все же казалось странным. Человек редко ощущает себя героем, достойным славы. Мне рассказывали, что с просьбой о финансовой поддержке обращались к очень богатым людям, они готовы были помочь каждому лично, но строить памятник?! И все же в Москве нашли место для этого памятника, куда на маленький митинг приехал даже мэр Лужков. Он сказал, что мы ерундой занимаемся, какие еще памятники барону Мюнхгаузену — чудаку. Но идею поддержал Олег Янковский, многие московские артисты, которые посчитали, что памятник человеку, способному на маленькие ежедневные подвиги, человеку, преодолевающему серость бытия, — это памятник сильному человеку. И я отправила свои сбережения на это великое дело.

Случилось так, что деньги Ирины Кокшаровой стали той капелькой, которая прорвала бурный поток. Об Ирине рассказали по телевидению, и со всей страны стали идти деньги от неравнодушных, вовсе не богатых людей.

— Получилось, что мое слово было услышано. А потом, когда памятник вопреки всем неверующим встал в Москве у метро «Молодежная», появилась и мемориальная доска с моим именем. Позже я получила письмо от Олега Янковского, где он сказал добрые слова. Написала мне и Инна Чурикова.

Теперь у таких, как Ирина, есть свой праздник Силы Духа. 28 августа у памятника будут проходить встречи людей, которые попытались преодолеть эту жизнь и вытянуть себя из болота. Олег Янковский заложил новую традицию: все, кто хочет стать счастливым и сильным, может приехать к Мюнхгаузену и потянуть его за нос или косичку. И окажется, что ты и сам чуть-чуть приподнимешься над суетой. Если считать, что Ирина никогда не откажется от надежды встать на ноги, она обязательно приедет к своему памятнику и дернет за нос этого чудака. Не унывать!

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

— Моя «Бабочка» улетела высоко, — сказала мне Ирина.

Это ее второй сборник стихов, вышедших в Омске. Он ушел влет, хотя это вовсе не коммерческий проект — духовная лирика. Ирина считает, что у нас очень мало почитателей поэзии осталось. Но после Памятника Себе она обрела известность не только в Омске. Первая книжка стихов «Нерастраченная нежность» была просто раздарена друзьям и знакомым. Сейчас она часто сидит за компьютером и… летает. Ее мысли парят высоко и гордо, но в то же время ее поэзия очень земная, будто только вчера она бродила по горным тропам, сидела с любимым у камина, где догорали свечи.

Зажгите свет в моей душе,
Давно в ней
не горели свечи,
Давно никто по-человечьи
Не разговаривал уже…

В своих стихах она разговаривает с теми, кто случайно забредет к ней на сайт и выслушает ее исповедь. Ей обязательно нужно, чтобы все, чем она щедро делится с людьми, возвращалось к ней сторицей — любовью и пониманием. Иначе все напрасно. А ей нужно удовлетворение от своей работы, которое дает силы двигаться вперед, взлетать выше.

— Когда я работала над своим сайтом в Интернете, сомневалась, а что я могу дать людям? Совсем немного: посоветовать никогда не сдаваться. Поддержать добрым словом, поделиться своими стихами. Но это общение и мне необходимо. Так мы познакомились и много лет дружим с такой же, как я, девушкой, прикованной к постели. Хочу верить, что все не напрасно.

Ирина Кокшарова — лауреат премии им. Достоевского, победитель конкурса и лауреат областной премии «За волю к победе».

— Я никогда не приму слова «инвалид». От него веет безнадежностью. Если учитывать, что моя болезнь прогрессирует, что печатаю одним пальчиком, я могу смело себе сказать, что я знаю цену жизни. И плачу за нее очень дорогой ценой. Но я никогда не сдамся. Пожалуйста, напишите обо мне так, чтобы меня никто не жалел. Я сильный человек, хоть и слабая женщина.

Адрес сайта И. Кокшаровой: poetry5.narod.ru