Отношения между мужчиной и женщиной — тема вечная. До печеночных коликов смешная — если пишет о ней остряк, кутила и сердцеед Аркадий Аверченко. И беспроигрышная — если на сцене весь этот семейный «содом с гоморрой» изображают актеры Омской драмы.
В минувшую пятницу в театре сдавали пьесу Ольги Никифоровой «Чертова дюжина». И хотя на самом деле историй получилось не тринадцать, а четырнадцать (автор тоже человек, за всем не уследишь!), а действо длилось больше трех часов, зритель не выглядел утомленным. И, по-моему, с удовольствием «проглотил» бы еще одну добрую дюжину таких историй.
Вот горе-ловелас Бузыкин (Александр Гончарук) пытается в купе поезда всеми мыслимыми и немыслимыми способами соблазнить прекрасную спутницу (Илона Юродская). Вот опоздавший на поезд инженер Берегов (Владислав Пузырников) возвращается домой и видит супругу (Мария Степанова) в объятиях другого (Владимир Майзингер). Вот рогоносец Вилкин (Вячеслав Корфидов) ищет под кроватью запонку любовника собственной жены (Владимир Девятков), а бедняга Заклятьин (Руслан Шапорин) лелеет мысль об убийстве любовника (Владимир Майзингер) горячо любимой супруги, но в конце концов передумывает и… рыдает на груди счастливого соперника…
Комедия «Чертова дюжина» состоит из трех частей: соблазнение, измена, расплата. Все, как в жизни: сначала смешно — потом грустно. Потому что в результате этих легких интрижек, роковых измен, фатальных встреч и необыкновенных амурных историй появляются обыкновенные дети. С которыми надо что-то делать…
Ольга Никифорова, в прошлом завлит омского драматического, а ныне завлит Театра сатиры на Васильевском, писала пьесу специально для наших актеров. И в частности, для Владимира Майзингера.
— Когда работала, все время о нем думала, — признается Ольга Петровна. — Майзингер — вылитый аверченковский персонаж: охотник до женского полу, балагур, эпикуреец, острослов.
От большой любви Ольги Петровны актер практически солирует в спектакле — играет в семи из четырнадцати историй.
А сама Никифорова шутит, что за время работы над пьесой стала аверченковедом: пришлось разыскать и перелопатить гору книг и воспоминаний. Сложность заключалась в том, что всего Аверченко в России не переиздавали. Раритетный пятитомник писателя Ольга Петровна нашла в Питере у букиниста, а шестой, недостающий том откопала в публичной библиотеке. «Не пропадет ваш скорбный труд», — пообещал ей Георгий Цхвирава. И обещание выполнил. Самыми «вкусными» цитатами из «Чертовой дюжины» делились уже во время антракта. Чего стоит хотя бы эта: «Семейная жизнь — это лотерея, в которой муж всегда в проигрыше».