Казахстан для омичей не просто одна из стран СНГ или, как их еще называют, ближнего зарубежья, а непосредственный сосед и крупнейший торговый партнер. Наши экономики тесно связаны между собой, и эти связи укрепляются и расширяются с каждым годом.
После обретения Россией и Казахстаном государственного суверенитета всем было понятно, что друг без друга их экономики существовать не смогут. Между нами лежит самая протяженная граница в мире, и интересы наших народов соприкасаются на всех ее шести с половиной тысячах километров, неминуемо ведя к экономической интеграции и добрососедским отношениям. В первые годы после распада СССР обе страны больше заботили внутренние реформы в сфере политики и экономики, но уже тогда было ясно, что нужно как можно скорее выходить на интеграционные процессы. Старт такому движению навстречу друг другу был дан как раз в Омске, где в 1993 году встретились главы правительств России и Казахстана и подписали ряд документов, положивших начало нынешнему тесному партнерству.
Из 12 регионов России, граничащих с Казахстаном, самую протяженную — более тысячи километров — границу имеет Омская область. С южным соседом нас связывают Иртыш, железнодорожная магистраль, автомобильные трассы. Это, как и исторические традиции, начавшиеся складываться еще в XVIII веке, во многом предопределяет взаимопроникновение наших экономик. Начиная с 2003 года товарооборот между Омским Прииртышьем и Казахстаном неуклонно растет, увеличиваясь ежегодно на 20-50 процентов.
Сегодня на долю Казахстана приходится девять процентов всего внешнего товарооборота Омской области, причем наш регион неизменно имеет в нем положительное сальдо. В прошлом году, по предварительным данным, омичи экспортировали в Казахстан товаров на общую сумму 388,2 миллиона долларов, завезя их оттуда на 120,3 миллиона.
Экономика Казахстана является сырьевой еще в большей степени, чем российская. Львиную долю из того, что мы покупаем у южного соседа, составляют энергоресурсы. Агрегаты омских ТЭЦ были изначально ориентированы на потребление экибастузского угля. Сейчас в связи с широкомасштабной газификацией области его поставки несколько сократились, но все равно составили в прошлом году 3,5 миллиона тонн. Дело в том, что природный газ призван в первую очередь заменить дорогостоящий мазут в сельских котельных, а переходить на него основным потребителям угля — ТЭЦ Омска очень затратно и не всегда целесообразно. Помимо угля мы получаем от Казахстана электроэнергию, дефицит которой область постоянно испытывает. Оттуда же завозятся раннеспелые сорта овощей и фруктов, раньше пополнялись и наши зерновые запасы, но в последнее время омские хлеборобы полностью обеспечивают потребности региона.
От нас соседи получают нефтепродукты, товары химического комплекса, машиностроительную продукцию, продовольствие. С их стороны были попытки выправить отрицательное сальдо товарооборота, введя некоторые ограничения на ввоз продовольствия, но очень скоро выяснилось, что эти меры ничего хорошего жителям Казахстана не несут — там выросли цены, возник дефицит продуктов по некоторым позициям. Омичам же, напротив, они принесли, скорее, пользу — наши товаропроизводители, потеряв часть рынка на юге, устремили взоры на север и увеличили поставки сибирским территориям. Вскоре все ограничения были сняты, лишний раз доказав, что рыночная экономика особо в них не нуждается, отношения в ней выстраиваются иными методами.
Однако в последнее время наше экономическое партнерство стало претерпевать все большие изменения, переходя от простого товарообмена к производственной и финансовой интеграции. Существенным толчком к этому послужил форум приграничных территорий России и Казахстана с участием президентов обеих стран Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, состоявшийся в 2003 году в Омске. Главы государств одобрили тогда и предложение Леонида Полежаева об открытии в Омске консульства Республики Казахстан, которое сегодня известно многим жителям Прииртышья и соседних регионов.
Сейчас в Омской области действует более трех десятков совместных российско-казахстанских предприятий, которые ведут строительные работы, заготавливают и перерабатывают древесину, обеспечивают снабжение электроэнергией и топливным сырьем. НПО «Мостовик» стало субподрядчиком строительства моста в столице Казахстана Астане. Принято решение об открытии в Актюбинске филиала и дилерского центра группы предприятий «Сибзавод». Есть обоюдные намерения организовать таким образом совместную сборку омских сеялок и культиваторов. В Казахстане планируется также производить на месте часть комплектующих деталей и узлов, что позволит значительно сократить транспортные расходы и напрямую повлияет на удешевление необходимых сельским хозяйствам изделий.
Совсем недавно с казахстанским министерством транспорта достигнуты договоренности о переоборудовании на омском «Полете» шести бипланов Ан-2, которые получат турбовинтовые двигатели и новые системы навигации и превратятся в Ан-3Т. Для наших авиа- и моторостроителей это означает контракт в 200 миллионов рублей, а для Казахстана — начало модернизации малой авиации, необходимость в которой остро испытывает страна бескрайних степей.
Тесным контактам с соседями во многом способствует деятельность Торгово-промышленной палаты Омской области, которая совместно с областным правительством организует торгово-экономические миссии наших деловых кругов в Казахстан. В 2005 году такие миссии прошли в Петропавловске и Алма-Ате, на прошлой неделе омские предприниматели побывали в Караганде, а в марте планируется их поездка на международную выставку «Промстройиндустрия» в Астане. По мнению председателя Омской ТПП Татьяны Хорошавиной, в перспективе возможно создание совместной российско-казахстанской торгово-промышленной палаты, что, конечно, будет способствовать укреплению экономических связей и, прежде всего, торговли между приграничными территориями.
Надо сказать, в Казахстане, стране с азиатским менталитетом, весьма эффективно действует административный ресурс в хорошем смысле этого слова. Если местные бизнесмены видят, что предложения гостей пользуются вниманием со стороны власти, то и отношение к ним будет совершенно другое. А омичей казахстанские руководители встречают очень дружелюбно, что крайне положительно сказывается на налаживании контактов. Например, как только в Алма-Ате заметили интерес руководства к продукции одной из омских строительных компаний, та сразу получила заказ, принесший ей 14 миллионов рублей чистой прибыли. Кстати, именно в расширении поставок стройматериалов — кирпича, железобетонных и керамических изделий, стекла — специалисты Минэкономики области видят перспективы роста экспорта омской продукции в Казахстан.
В свою очередь, казахстанские банки, знакомые с созданным в Омской области благоприятным инвестиционным климатом, активно заходят на наш рынок, принося с собой серьезные финансовые ресурсы. Они намерены вкладывать деньги в развитие омской экономики и уже кредитуют отдельные предприятия и инвестиционные проекты. Подобные планы осуществляет крупнейший коммерческий банк Казахстана — «ТуранАлем», в 2004 году вступивший в стратегическое партнерство с Омск-банком. Для НПО «Мостовик» он в прошлом году открыл кредитную линию в 18 миллионов долларов на техническое перевооружение завода металлоконструкций. На эти деньги было закуплено немецкое и финское оборудование, успевшее уже сыграть определенную роль в возведении метромоста через Иртыш. «Турам-Алем» выразил желание инвестировать в различные проекты на территории Омской области около 100 миллионов долларов, в частности финансировать организацию производства полистирола на базе завода пластмасс и участвовать своими кредитами в губернаторской программе жилищного строительства.
В ноябре прошлого года другой крупный банк Казахстана — АТФ-Банк приобрел стопроцентный пакет акций омского банка «Сибирь», увеличив при этом его уставный капитал на 10 миллионов долларов. В нашем регионе казахстанских банкиров привлекло хорошее сочетание развитой индустрии и сельского хозяйства, они также видят для себя перспективы в кредитовании малого и среднего бизнеса и выдаче омичам потребительских кредитов. Видимо, экономика Казахстана становится уже мала для его финансовых институтов, и они ищут для своих средств пути эффективного применения на сопредельных российских территориях.
По мнению омских экономистов, развитию внешней торговли на сопредельных территориях можно было бы придать значительно более динамичный характер при наличии соответствующих межгосударственных соглашений. Статья 41 Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» позволяет осуществлять товарообмен между приграничными территориями на особых условиях. Но для этого необходимо, чтобы федеральное правительство издало постановление, определяющее перечень таких территорий и порядок применения на них льготного режима. На сегодняшний день такого постановления нет.
Между тем в Китае подобный режим введен уже давно, и там, где он действует, наблюдается бурный экономический рост — на сотни процентов в год. В городах, расположенных вблизи границы, создаются центры приграничного сотрудничества и зарегистрированные в них предприятия, осуществляющие экспортные поставки, на пять лет освобождаются от налогов. Потом налогообложение возвращается, но к тому времени «льготники» уже накапливают капитал, достаточный для инвестиций в высокие технологии, и вновь получают освобождение от налогов при условии развертывания такого производства. Казахстан, кстати, такой опыт на границе с Китаем уже применяет и не против распространить его на взаимоотношения с российскими приграничными территориями. Посол Казахстана в РФ направил нашему губернатору Леониду Полежаеву письмо с предложением выступить с законодательной инициативой по этому поводу. Если федеральное правительство одобрит такой подход, на юге Омского Прииртышья можно прогнозировать заметный экономический подъем.