КТО ПРОТИВ СМЫЧКИ ГОРОДА И ДЕРЕВНИ?

Селяне из пригорода хотят стать горожанами, - хотеть не вредно

Всегда непросто понять логику властей. Понятно, что селяне кормят горожан, но непонятно, почему они за производство своей ликвидной во все времена продукции получают сущие гроши. Понятно, что заработки крестьян несравнимы со средней зарплатой городских жителей, но непонятно, почему тарифы за услуги ЖКХ в районах области в разы превышают платежи обитателей мегаполиса.

Есть, к примеру, в Омском районе поселки Ключи и Харино, расположенные неподалеку от Берегового и образующие Ключевское сельское поселение. В прошлом году его финансирование составило 1,2 миллиона рублей, а в текущем местные депутаты утвердили бюджет почти в четыре миллиона. Доходная часть должна будет сформироваться из установленной части подоходного налога, земельного и сельхозналогов, налога на имущество. Заметим, что данное поселение является далеко не самым бедствующим в Омском районе, поскольку на его территории находятся несколько действующих предприятий. Хотя то же головное ЗАО «Овощевод» обеспечить работой может далеко не всех желающих, а заработная плата здесь составляет в среднем не больше полутора тысяч рублей.

Так или иначе, но новый избранный глава поселения Олег Иванов намеревался из собранных доходов отремонтировать местный ДК, переданный на баланс районными властями, заняться дорогами и освещением, выделить средства на поддержку библиотеки. И кто знает, может быть всё так бы и вышло, если бы новый глава был проверенным кадром из «Единой России» и не выдвигал на выборах лозунг «Ключи и Харино должны стать частью города Омска».

Однако случилось всё ровно наоборот: Олег Иванов на выборах победил местного лидера единороссов и продолжил продвигать в жизнь свою предвыборную программу. А как ее не поддержать селянам, если за отопление и горячую воду они платят в полтора, а за холодную воду почти в три раза больше горожан. По расчетам местных жителей, в среднем они переплачивают за год 10-15 тысяч рублей с одной квартиры. Субсидии в прошлом году получали 350 человек из 5539 числящихся за поселением. В наступившем году, по мнению Олега Иванова, получить субсидию из-за усложнившейся бюрократической процедуры станет гораздо сложнее и далеко не все нуждающиеся граждане смогут воспользоваться господдержкой. Собственно, имея минимальные доходы, жители Ключей и Харино и в предыдущие годы не слишком радовали коммунальщиков активными платежами. Единицы оплачивали квитанции полностью и вовремя, многие не платили вообще, а наиболее грамотная часть населения оплачивала тепло и горячую воду по городскому тарифу, справедливо рассуждая, что если к ним подведена труба от ТЭЦ-4, то и разницы между селом и городом фактически нет. Так или иначе, но общий долг от
18 многоквартирных домов поселения на сегодняшний день составляет 6,5 миллиона рублей и вряд ли имеет шанс снизиться в обозримом будущем.

А Иванов, сам являясь городским жителем, предлагает реальный выход из создавшейся ситуации: провести поселковый референдум и на основании его итогов выходить с инициативой присоединения к мегаполису. Созданная инициативная группа в успехе мероприятия не сомневается: на сегодняшний день против такого решения возражают только педагоги, имеющие 500-рублевую добавку к зарплате сельского учителя. Но и они по здравом размышлении должны понять, что одни только коммунальные платежи съедают значительно большую сумму. Есть и другие неудобства сельской прописки.

Короче говоря, выгоды присоединения Ключевского сельского поселения к Омску для самих жителей двух поселков очевидны. Но вряд ли их оптимизм на сей счет разделяет районное руководство: ведь, теряя таким образом, по сути, поселение-донор, оно вынуждено будет изыскивать дополнительные источники финансирования для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. А когда твои деньги уходят к соседу, это мало кого может порадовать.

В общем, объединительная идея сразу не пришлась по душе районным чиновникам. Бунтующему главе дали понять: ведешь себя неразумно. Олега Иванова, по его словам, единственного из глав 23 сельских поселений, лишили служебного автомобиля, возможности в течение января пользоваться гербовой печатью, компьютером. Случись сейчас ревизия, все эти вещи будут отыскиваться на балансе поселковой администрации, а там и до суда недалеко.

Правда, с Дворцом культуры ситуация сложилась обратная: на баланс поселения объект недвижимости был передан решением районного совета. Глава поселка спорить не стал, а навел порядок в работе вверенного ему учреждения, выделил средства на его ремонт, постановил каждую пятницу отчитываться здесь перед поселянами за проделанную работу. Раз пришло на такое собрание сто человек, второй — и районный совет взял да и отменил предыдущее решение, вернув ДК в собственность районной администрации. С одной стороны, и голова у главы не болит: можно найти другое применение собранным на территории деньгам, но Олег Иванов уверен: в поселке должен быть свой очаг культуры, который имеет уже не столько функциональное, сколько социальное значение. А межпоселковый Дом творчества (именно такое будущее предназначено клубу) местным, властям неподотчетен — на проведение любого мероприятия придется просить разрешение в районе.

Так или иначе, но легкой жизни Иванову и его сторонникам в ближайшее время ожидать не приходится. Правда, это как-то не очень укладывается в схему приращения Омска ближайшими пригородами — очевидно, в целях недопущения выхода из списка российских городов-миллионеров. Судя по всему, печальная перспектива лишиться почетного звания мегаполиса не слишком радует мэра с губернатором, и они всё делают для сохранения областному центру нужного статуса. И вроде бы поселковый глава действует в русле кардинального курса, а вот поди ж ты…

А самое интересное в этой ситуации то, что, добиваясь проведения референдума и в дальнейшем присоединения поселения к Омску, сам Олег Иванов очень рискует: это главы поселений выбираются сельским электоратом, а в городе ничего подобного нет и в помине, здесь назначение на подобные должности — прерогатива мэра. И |^^ не факт, что он оставит руководить теми же Ключами • того же неудобного Иванова. Но самого главу это не очень-то волнует, ему за людей обидно. Между прочим, не самое плохое качество для чиновника.