Наверное, всем нам кажется, что в детстве и деревья были выше, и реки шире… Может, и так. Но вот, честное слово, про Иртыш помню точно, какой он был широкий, как разливался по весне. И насколько меньше было посредине реки всяких островов и огромных отмелей по берегам! Следы былого величия заметны и сейчас: заболоченная полоса старого русла возле речного порта, оголенный парапет и отступившая на много метров линия берега у ДОСААФа. Мелеет наш красавец… По чистоте иртышской воды можно уже давно служить панихиду: редкий омич, искупавшись в ней, не зачешется или не заработает какое-нибудь кишечное расстройство. Официально уже которое лето закрыты все омские пляжи. Дохнет рыба. В общем, спасать Иртыш надо. Вопрос — как?
ШАГ ВПЕРЕД — ДВА ШАГА НАЗАД?
Что и говорить, советчиков в этом деле всегда хватало. Даже в добрые советские времена, когда Иртыш был еще в силе. Причем бредовые идеи в основном были связаны не с экологией, а с плановой экономикой и заботой о дружественных южных республиках. Например, когда начало сохнуть Аральское море, срочно придумали проект изъятия части иртышских вод и переброски их в это море. И только безумная дороговизна этого проекта не дала ему осуществиться. Потом еще были идеи — «одна другой краше»: скажем, дружественному Казахстану в свое время так понравилась идея с Аральским морем, что захотелось попутно наполнить иртышской водой и пересыхающее озеро Балхаш. Предлагалось также вообще не пускать эту воду к северным морям, а повернуть Иртыш вспять — пусть лучше дарит свою влагу хлопковым полям… О том, что это колоссально нарушит природный баланс, как-то не думалось. Вот и китайцы — тоже народ предприимчивый. Буквально десятилетие назад, пользуясь демократической неразберихой в России, задумали самовольно прорыть канал от Иртыша до озера Улюнгур, сделать там фантастических размеров водохранилище и пользоваться этой водой для хозяйственных и промышленных нужд. Слава богу, что им никто не позволил этого сделать! Возмутилась вся мировая общественность, вопрос обсуждался на всяких экологических симпозиумах — в общем, идею с рытьем канала замяли. К сожалению, изрядно подгадила Иртышу и химическая промышленность. К счастью, до экологической катастрофы пока не дошло. Но несколько лет назад, например, был большой скандал в связи с закрытием казахстанского предприятия «Химпром», которое производило ртуть. Когда различные международные экспертные комиссии обнаружили огромную концентрацию этой ртути в почве, воздухе, грунтовых водах… И даже в осадках. Тогда поднялась паника — неужели все это поплывет по Иртышу? К счастью, мировая общественность опять не дремала: под ее бдительным оком казахстанская сторона выстроила саркофаги, подземные глиняные замки, вывезла и демеркуризовала весь грунт, на котором стояли заводские корпуса. Так что «пронесло»… А иначе превратился бы наш Иртыш не только в пересохшую, но еще и в мертвую ядовитую реку.
«ВЫ НАМ РЕЧКУ НЕ ПОДАРИТЕ? ЧИСТУЮ…»
Хорошего, к сожалению, много и сразу не бывает. Сколько за эти годы появлялось «Чипов и Дейлов», стремящихся возродить былую мощь Иртыша. Правда, единого российского проекта на этот счет не существовало. «Спасатели» были в основном из-за рубежа. Причем действовали они из лучших побуждений. Правда, сначала у них округлялись глаза: как можно за не такой уж долгий срок так изгадить одну из крупнейших рек Сибири? Потом глаза начинали округляться уже у принимающей стороны — при виде проектной сметы на спасение родной реки… Но самое сложное, пожалуй, в том, что Иртыш не только российская река. Она еще и китайская, и казахстанская. Разные государства — разные подходы, экономика и отношение к «спасателям». Нет единой политики по спасению… да хотя бы просто по эксплуатации Иртыша! Не так давно в Омске все только и говорили, что о знаменитом «французском проекте». Это как раз тот случай: Иртышом заинтересовались во Французском экологическом фонде. Был разработан проект «Трансграничное управление водными ресурсами бассейна реки Иртыш». Уже немало рек в мире спасено усилиями этих специалистов. Вот и с нашей рекой, по всем этим расчетам, надо много и долго заниматься: проводить мониторинг состояния реки, делать бассейновую и экологическую модель, строить гидротехнические сооружения… Кстати, первыми пригласил французов именно Казахстан, а уже потом они переместились в Россию. Китайская сторона вообще послала эту уважаемую международную организацию очень далеко и не пошла ни на какой контакт… А без единой системы, без меморандумов о сотрудничестве государств-«владельцев» одной реки весь грандиозный проект теряет смысл. В общем, сейчас о нем как-то вслух больше не говорится. Хотя наработки были неплохие. И еще один минус: зарубежные «спасатели» и инвесторы даже при самом лучшем раскладе сделают дело — и уедут. А мы останемся наедине со своей рекой, так и не приученные регулярно ее обихаживать и поддерживать в хорошем состоянии…
МЫ И САМИ С УСАМИ!
Все правильно — никто не позаботится о речке лучше, чем те, кто из нее пьет. Только делать это надо с умом. По крайней мере, на том участке Иртыша, что протекает через Омскую область, есть возможность помочь реке. И не ждать, что на голову свалится чудо. Именно для обсуждения такого проекта в Омск прибыл представитель федерального водного агентства Рустэм Хамитов. Вместе с губернатором Леонидом Полежаевым, представителем полпреда российского президента в Сибирском федеральном округе Игорем Простяковым, специалистами различных омских служб был определен круг самых важных вопросов. Таких, например, как строительство гидроузла на Иртыше. Эта плотина позволит регулировать уровень воды в реке. Не секрет, что мы зависим от Казахстана. В частности, от плановых (а порой и внеплановых) сбросов в Иртыш с Бухторминского и Шульбинского водохранилищ. Весной нас подтапливает, а летом Иртыш пересыхает. И чем ниже по течению, тем это заметнее. Будет у нас своя запруда — сможем тоже рассчитывать и сбросы, и удержания воды. Перестанет мелеть Иртыш. Кроме того, можно приспособить будущую плотину и под маленькую электростанцию — чтобы обеспечивала технические нужды и самого сооружения, и близлежащих населенных пунктов. Обсуждалось на встрече и экологическое состояние Иртыша и Оми. Потому что сколько ни живи, невозможно привыкнуть ни к холерным эмбрионам, плывущим из Китая, ни к незаконным фекальным и техническим сбросам, ни к аварийным дюкерам, откуда все валится в Иртыш в первозданном виде… Мероприятий намечено много. Самое интересное, что пляжи по всему правому берегу, скорее всего, закроют — из-за той же антисанитарии. Планируется устроить несколько хороших пляжных зон на Левобережье. Правда, для этого надо все равно улучшать состояние воды. А когда было озвучено, сколько мусора ежегодно достают тралом при чистке дна… В общем, работы предстоит много. Это и необходимость укрепления иртышских берегов в черте города, и борьба с незаконным намывом песка, и санкции к предприятиям, что засоряют реку… Все это предстоит сделать. Были бы силы. А главное — деньги. И как можно скорее. Ведь если погибнет Иртыш, потом никакими деньгами мертвое русло не засыплешь…
Строительство иртышского гидроузла может занять 7-8 лет. Уже с декабря 2005 года за счет средств областного бюджета ведутся предпроектные работы по обоснованию инвестиций в строительство. Для выполнения инженерно-топографических и инженерно-геологических работ задействовано пять топографических и две полевые геологические партии. Ведется работа и с архивными материалами, организованы три проектные группы в количестве 30 человек для работы по основным сооружениям гидроузла. Завершение предпроектных работ планируется в IV квартале 2006 года. Об общей стоимости возведения гидроузла говорить преждевременно, однако ориентировочно на строительстве гидроузла будет задействовано около 10 тысяч человек, 500 единиц транспорта и 400 единиц различной строительной техники.