Напомним, первый из них был создан в ноябре 2005 года, когда бывшему конкурсному управляющему Владимиру Харитонову впервые в Омске за невыплаты зарплаты дали два года лишения свободы. До него в подобных случаях суды ограничивались условными наказаниями. На днях коллегия областного суда, рассмотрев кассационную жалобу Харитонова, который просил смягчить наказание, оставила приговор без изменений.
Но в колонию бывший управляющий пока не поедет. 6 апреля начинается судебный процесс по другому уголовному делу, возбужденному в отношении Харитонова. Его обвиняют в незаконных действиях при банкротстве. По мнению прокуратуры Ленинского округа, эти действия заключаются в том, что управляющий в свое время распорядился продать трактор с предприятия-банкрота, чего категорически нельзя делать. В случае признания Харитонова виновным, суд, видимо, прибавит ему срок.
По стопам бывшего конкурсного управляющего скоро пойдет и генеральный директор «Омсквагонзавода» Михаил Кофлер. Это предприятие, созданное на базе «Омсктрансмаша», не выпустив ни одного вагона, задолжало огромные суммы разным организациям и своим работникам. Недавно Арбитражный суд вернул имущество вагонного ОАО государству, то есть «папе» — «Трансмашу». Ну а уголовное дело Кофлера на прошлой неделе передано в Ленинский райсуд. Директора обвиняют, как и Харитонова, по ч.2 ст. 145-1 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за невыплату зарплаты, повлекшую тяжкие последствия.
Прокуратура считает: предприятию поступали суммы, достаточные для расчетов с работниками. Однако, по мнению обвинения, Кофлер использовал эти деньги в личных, корыстных целях. Тяжкими последствия называют из-за того, что зарплату не получали больше тысячи человек. Гендиректору грозит от трех до семи лет лишения свободы. Одновременно Кофлер обвиняется и по ч. 3 ст.160 УК («Растрата денежных средств с использованием служебного положения»). Здесь общая сумма ущерба по двум эпизодам — более 800 тысяч рублей, а возможное наказание — от двух до шести лет колонии. Проводя аналогию с делом Харитонова, можно предположить, что и Кофлер отправится за решетку, причем, вполне вероятно, на больший срок. Но адвокат директора намерен доказать его невиновность. По словам защитника, у Кофлера просто не было возможности полностью выплачивать зарплаты, а в обвинении о присвоении средств предприятия допущено много ошибок.
Пока в Омске обсуждали суды, в Москве говорили о делах. Конкурсный управляющий «Омсктрансмаша» Борис Говоров дал в столице пресс-конференцию, где сообщил о планах предприятия по выходу из кризиса. Будет делаться упор на разработки технической комплектации для транспортного машиностроения. Поднимать омское предприятие помогут ОАО «НИИ шинной промышленности» — оно, как было объявлено на пресс-конференции, передало контрольный пакет руководству «Омсктрансмаша», «ВНИИинструмент» и другие научно-производственные организации.
Как сказал Говоров, главная цель антикризисной программы — создать на базе «Омсктрансмаша» привлекательную для инвестиций «площадку». Однако будущее бывшего гиганта видится в тумане. Хотя уже появляется уверенность, что от «Омсктрансмаша» хотят попросту отхватить лакомые куски. Именно из-за них, а не из-за бесполезного для коммерческих структур танкового производства, шла прежде закулисная борьба.