Как и предсказывали с осени прошлого года многие, в том числе «МК», переезд «Сибнефти» из Омска в Санкт-Петербург все-таки состоится. Причем — по одной из наиболее жестких схем. Еще до выступления главы «Газпрома» власти Омской области получили «уточненную» информацию о предстоящем в 2006 году поступлении налогов от «Сибнефти». В бюджете региона сначала было запланировано 14 миллиардов рублей (больше половины бюджета), затем эту сумму потихоньку снизили до 12 миллиардов. Из послания же следовало, что область может рассчитывать только на 3,7 миллиарда. Можно предположить: теперь, после заявления Миллера, эта сумма рискует еще уменьшиться.
Депутаты Законодательного собрания области и губернатор оказались в неприятной ситуации. Ведь он долго твердил, что после продажи «Сибнефти» для региона ничего не изменится. Получается, что все усилия, затраченные Леонидом Полежаевым на переговоры и консультации «в верхах», оказались напрасными.
Внеочередное заседание областного парламента впору было назвать экстренным. Единственный вопрос — о принятии обращения к президенту Владимиру Путину и премьеру Михаилу Фрадкова, практически не вызвал прений. Проявив недюжинный оптимизм, губернатор сообщил: «Вопрос принадлежности Сибирской нефтяной компании не является до конца решенным». И, покритиковав питерского губернатора Валентину Матвиенко, предложил утвердить текст письма. Его глава области пообещал передать при встрече президенту Путину.
В послании рассказывается об успехах региона и об огромном значении для него «Сибнефти», без которой он уже не будет таким динамично развивающимся». Более того, реализация приоритетных национальных проектов у нас тоже может сорваться. Чтобы этого не случилось, депутаты попросили сохранить до конца 2006 года хотя бы 12 миллиардов налогов «Сибнефти». А также — разработать меры финансовой поддержки на переходный период — до 2008 года включительно. (Почему только до 2008-го — неясно, возможно, областные власти рассчитывают, что тогда, например, начнет давать первые доходы пущенное метро). Понятно, письмо приняли единогласно. Заодно депутаты решили обратиться к коллегам из других регионов Сибири — ведь федеральные власти также могут поступить с любой территорией.
После заседания приехавший «поболеть» за земляков вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин выразил сомнение, что обращение даст серьезный эффект. С ним трудно не согласиться: Москва, в лучшем случае, окажет небольшую помощь, дабы предотвратить у нас социальный взрыв. «Газпром» своего решения не изменит. Слишком уж привлекательные предложения сделала Валентина Матвиенко. Прежде всего, разрешив строить на чрезвычайно льготных условиях трехсотметровый небоскреб «Газпрома-сити» рядом со зданиями, куда переедет Конституционный суд. В этой связи некоторые аналитики критикуют действия омских властей, утверждая: у них было время, чтобы договориться с «Газпромом» и перетянуть его на свою сторону. Однако руководители нашего региона, переоценив свой вес, увлеклись включением административных рычагов. Но с «Газпромом» подобные методы не проходят.