«СИБНЕФТЬ»: РАССТАВАНИЕ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ?

Омские власти считают, что еще не все потеряно

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о созыве 13 мая внеочередного собрания акционеров, которое рассмотрит вопрос о перерегистрации и переименовании Сибирской нефтяной компании.

Зто означает, что через месяц «Сибнефть» станет «Газпромнефтью», а местом ее «прописки» будет не Омск, а Санкт-Петербург.

В наибольшей степени пострадавшей от такого решения стороной, безусловно, можно считать Омскую область. Причем как в материальном, так и в моральном плане. Все последние годы налоговые платежи «Сибнефти» составляют до 35 процентов консолидированного бюджета области, и потеря такого налогоплательщика неизбежно скажется на выполнении социальных программ, уровне жизни всех жителей региона. Сибирская нефтяная компания родилась и встала на ноги на нашей земле, преодолевая сопротивление политиканов, выводивших на улицы не разбирающихся в экономике людей с лозунгами «Руки прочь от Нефтезавода!». Время убедительно показало, что правы были не они, а глава региона Леонид Полежаев, пробившийся к Борису Ельцину и убедивший президента в необходимости создать вертикально интегрированную нефтяную компанию не где-нибудь, а в Омске. За десять лет, прошедшие с момента рождения «Сибнефти», она прочно вошла в пятерку крупнейших нефтяных компаний страны, по доказанным запасам нефти — в число 20 нефтедобывающих концернов мира, а Омский НПЗ стал самым современным по оснащенности в России.

— Период создания и становления был для «Сибнефти» непростым, ив те трудные времена областной бюджет оказывал компании всяческую поддержку, — говорит Константин Потапов, бывший вице-президент и председатель совета директоров «Сибнефти». — Благодаря этому нам удалось провести масштабную модернизацию производства, выйти в лидеры отрасли и уверенно удерживаться на этом уровне, наращивая темпы развития. И вот, когда регион стал получать отдачу от преференций тех лет и вправе был ожидать ее в дальнейшем, появляется решение, перечеркивающее усилия руководителей области, чаяния всех омичей.

В переводе «Сибнефти» в европейскую часть страны есть и политическая составляющая, имеющая значение для всей Сибири. До сих пор это была единственная нефтяная компания, юридически существующая на бескрайней сибирской земле, из недр которой добывается львиная доля всего «черного золота» России. Молчаливо соглашаясь на вывод «Сибнефти» из Омска, федеральный центр показывает свое истинное отношение к территориям, где в основном формируется национальное богатство страны. Как должны чувствовать себя люди, которым столь бесцеремонно указывают на их место в распределении «того богатства? ГУЛАГа и добровольно-принудительных комсомольских строек уже не существует, и удержать население от переезда на запад страны становится все труднее. Подобные решения отнюдь не способствуют улучшению социально-экономической ситуации в Сибири, приросту ее населения, снижению миграции.

Впрочем, омские власти считают, что пока еще не все потеряно, еще можно побороться за главного донора бюджета, за родную для региона компанию. Сразу после заявления Миллера депутаты Законодательного Собрания области провели внеочередное заседание, на котором рассмотрели сложившуюся ситуацию. Губернатор Леонид Полежаев сообщил о том, что намерен встретиться с Президентом России, и предложил принять подготовленное им обращение к Владимиру Путину и премьер-министру Михаилу Фрадкову. По мнению омского губернатора, обращение должно быть «корректным и проникнутым государственным смыслом, а не детскими обидами». Депутаты единодушно с этим согласились, предложив, в свою очередь, направить также текст обращения в Совет Федерации, Государственную Думу и властям регионов СФО. Позицию Омской области поддерживает российский Минфин. Министр финансов Алексей Кудрин, по данным Леонида Полежаева, направил письмо на имя первого вице-премьера и председателя совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрия Медведева, в котором говорится о нежелательности и даже опасности прецедента перерегистрации «Сибнефти».

Позиция Минфина вполне объяснима. Согласно Бюджетному кодексу РФ после принятия бюджета территории не допускается кардинальное снижение его доходной части. Теперь, по мнению доктора юридических наук Александра Костюкова, в случае если «Сибнефть» уведет из региона запланированные им доходы, федеральный центр обязан будет компенсировать эту потерю. Понятно, что такая головная боль Алексею Кудрину вовсе ни к чему, и он в споре с «Газпромом» будет на нашей стороне. Удастся ли министру финансов преодолеть влияние питерского губернатора Валентины Матвиенко и желание Алексея Миллера порадеть городу, в котором он родился, вырос и прожил большую часть жизни? К сожалению, в этом есть большие сомнения.

Областное правительство уже получило уточненный прогноз налоговых платежей «Сибнефти» в нынешнем году. Согласно ему консолидированный бюджет области получит 3,7 миллиарда рублей против 12 миллиардов, предусмотренных бюджетом 2006 года. Отметим, что в 2004 году налоговые поступления от компании составили 12,7 миллиарда рублей, в прошлом — 14,7 миллиарда. Во многом за счет этих средств Омская область обеспечила динамичное развитие, опережающее по темпам общероссийские показатели, по большинству параметров наш регион является лучшим в Сибирском федеральном округе. В области разработаны и действуют более 40 целевых программ, направленных на благо омичей, и их сворачивание или сокращение в результате недостатка финансовых ресурсов неизбежно скажется на уровне жизни населения, реализации многих социально и экономически значимых проектов.

Теперь посмотрим, на что госпожа Матвиенко хочет потратить свалившиеся на нее миллиарды. Мечта питерского губернатора, оказывается, — строительство 300-метровой офисной башни, за которое Матвиенко готова предоставить «Газпрому» различных преференций на 2,5 миллиарда долларов. По нынешнему курсу это почти 70 миллиардов рублей — более двух годовых бюджетов Омской области. То есть деньги, которые мы направили бы на строительство жилья, дорог, метро, аэропорта и многие другие проекты, в Санкт-Петербурге уйдут на возведение фешенебельного небоскреба. При этом он, скорее, изуродует, чем украсит облик Северной Пальмиры, по праву считающейся одним из красивейших городов мира. «Газпром», между прочим, на 75 процентов принадлежит государству и его руководство должно, по логике вещей, действовать в государственных интересах, а не потакать амбициям высокопоставленной дамы, ставя под угрозу перспективы развития другой, тоже российской территории. Мы, к сожалению, пока наблюдаем обратный подход.

Легко понять обиду и возмущение омичей, как рядовых жителей, так и руководителей области. Председатель Законодательного Собрания области Владимир Варнавский охарактеризовал действия «Газпрома» как «вероломное нападение на Сибирь». Депутаты выразили уверенность, что их поддержат и в других сибирских регионах. В самом деле, нечто подобное может в любой момент коснуться любой территории Сибири. Впрочем, если в высших эшелонах власти проявят благоразумие, можно, наверное, найти компромиссный вариант, который бы и не нарушил планы омичей, и принес дополнительные финансовые вливания северной столице.