Судя по официальным сводкам с фронта благоустроительных работ, этой весной мне придется похоронить в своем сердце старый Омск.
Вернее, Омск 19-летней давности, такой, каким я его впервые увидела в знойное лето и приняла душой. Мне повезло: разглядывать его я начала с центра — набережной Тухачевского, сада Пионеров, сквера на площади Дзержинского. Поразило обилие зелени, тенистых уютных уголков. Это потом я увидела голый Левый берег, один в один повторяющий унылые волгоградские «Семь ветров» — панельный микрорайон, выросший на пустыре, с которым я только что распрощалась.
И вот сегодня именно эти чудные места озеленители режут по живому. Честно сказать, их объяснениям, что город очищают от старых и больных деревьев, я не верю. Но их-то особо и не виню. Команду «вырубать тайгу» им дают чиновники из верхнего эшелона. Они формируют лицо города. По своему перпендикулярному вкусу, который почему-то возомнили безупречным.
Солидным аппаратным людям нужен город, который просматривается насквозь из окошечек их авто. Город с открытыми скучными фасадами зданий. (Настоящих архитектурных красавцев в Омске можно по пальцам пересчитать: театр, особняки на Любинском — вот почти всё. Это из старины. А новое? Тяжелые громады, блестящей облицовкой напоминающие общественные туалеты…) Город с низкой редкой растительностью, чтобы из-за кустов, как говорится, не стреляли. Солидные чиновники в зной не задыхаются в душных квартирках и не спешат укрыться в тени на набережной — прохлаждаются в загородных домах. Отпуска проводят в южных краях. Они не гуляют пешком по городу!
Им понятен город каменный, бетонный, асфальтовый. Город, где люди не сидят на скамейках (убрали ведь почти все!) и не ведут какие-то частные беседы, но где организованные граждане патриотично отдыхают на запланированных мероприятиях. А в остальное время в центре им не место.
Я знаю, что рядовые граждане (для которых власть вроде как и предназначает «любимый Омск») в шоке от всех этих массовых вырубок. Сад Пионеров, по сути, уже погиб. Старожилы со страхом ждут полного уничтожения сквера напротив драмтеатра. Обитатели Волочаевских — дороги, которая уничтожит и набережную, и Зеленый остров. Молодые мамы даже готовы выйти с колясками на демонстрацию.
Чиновники курочат центр. Левый берег почему-то не подвергается столь бурному натиску. А может, стоило бы (по примеру Назарбаева с его Астаной) перенести деловой центр на Левый берег? Офис областной администрации — для начала. И там, на пустыре, строить новый, любезный сердцу чиновника город.
Я родилась в степи и очень ее люблю. Но знаю: красива и уютна для живых существ она бывает всего один месяц весной, когда цветет и зеленеет. А потом там идет борьба за выживание. Нам нужен такой город?