ТАКСИ НА ТОТ СВЕТ

ТАКСИ НА ТОТ СВЕТ

За рулем подъехавшего по вызову таксомотора может оказаться осужденный, наркоман нам алкоголик

Заказанное на ближайшее время такси подъехало минут через сорок. Ровно столько же я искала «белую «шестерку», госномер такой-то» по соседним дворам и закоулкам. «Да тут дома все очень похожие, вот я и запутался», — оправдывался юный водитель. По дороге он закурил сигарету прямо в салоне и начал нецензурно ругать по мобильнику какую-то Валю. А затем, немного смущаясь, признался в том, что понятия не имеет, где находится улица Циолковского: мол, недавно устроился, не успел еще город изучить…

В итоге «удобная» поездка на такси растянулась почти на час. На общественном транспорте я добираюсь на работу максимум тридцать минут…

Опрос коллег и знакомых на предмет неудачных поездок подтвердил: в последнее время неприятные инциденты в частных такси не случайность, а закономерность. С этим согласен и заместитель председателя областного общества по защите прав потребителей Владимир Матиканский: «Омичи жалуются на то, что таксисты завышают тарифы, грубят, заставляют их бегать по магазинам и менять деньги. А на все претензии заявляют: не нравится — выходи и поезжай на автобусе».

На днях моя знакомая забыла дома кошелек. «Подождите, пожалуйста, я сейчас на работе займу и рассчитаюсь», — попросила она таксиста. В ответ он покрыл ее матом «с головы до ног» и потребовал оставить в салоне туфли и нижнее белье. Женщина прорыдала три часа в кабинете. Хозяин такси пообещал провести с хамом-водителем… разъяснительную беседу!

Парадокс, но на некачественные услуги частного такси сегодня в нашем городе пожаловаться некому. Написать заявление об эксцессе с просьбой разобраться можно только… владельцу таксомотора. Права пассажиров, пользующихся частным транспортом, не прописаны ни в одном законе. Между тем омский рынок частных извозчиков расширяется. В городе уже действует более пятидесяти служб, оказывающих таксистам диспетчерские услуги. В новый бизнес один за другим уходят бывшие владельцы маршруток. Работать с «легковушками» проще и выгоднее. Если «газелисты» сегодня находятся на жестком контроле у всех надзорных органов, то частные такси по-прежнему не курирует ни одна инспекция!

«С сентября прошлого года лицензия на перевозки пассажиров легковыми таксомоторами не выдается, — сообщил «Вечернему Омску» заместитель руководителя управления Госавтодорнадзора Николай Прокопенко. — Два года назад мы пытались навести порядок на рынке городского такси. Около тысячи водителей получили лицензию, встали на учет, в принудительном порядке установили на свои автомобили специальные «желтые» госзнаки. Но потом правительство все отменило».

Теперь, чтобы открыть свой бизнес в сфере такси, достаточно зарегистрировать ЧП для оказания диспетчерских услуг, выкупить эфирную частоту, нанять водителей и пустить по телеканалам бегущую строку. Меньше чем за один год рынок полностью вышел из-под контроля, став стихийным и неуправляемым. Налоговой инспекции таксисты не интересны: они платят «вмененку» и не имеют контрольно-кассовых аппаратов. Сотрудники ГИБДД обращают внимание на «извозчиков» тоже не часто — при проведении техосмотра и при нарушении правил дорожного движения.

«Нередко машины с шашечками ездят по городу в отвратительном техническом состоянии, — говорит начальник автотехнической инспекции УГИБДД УВД Омской области Александр Новак. — Такси сдаются в аренду — сегодня один водитель, завтра другой, послезавтра третий… Мы даже не в состоянии отследить, сколько такси ежедневно выходит в линию. По идее, этот вид бизнеса должен был регулироваться сам. Но в результате получился настоящий беспредел. За руль садятся восемнадцатилетние парни, едва получившие права. Я не удивлюсь, если узнаю, что водители такси вообще не проходят никакого медицинского освидетельствования».

На самом деле так оно и есть: и состояние многих машин такое, что, садясь в них, не всегда уверен, что доберешься до места живым, и за рулем в них порой сидит неизвестно кто. Получается, такси на тот свет… Один из предпринимателей, естественно, не пожелавший себя назвать, честно признался: «А какой смысл те же медосмотры устраивать? Ну выедет он из ворот «по правилам», а по дороге выпьет, пива. Кто заметит? Так что рассчитываем только на сознательность самих водителей — машины-то их собственные».

Правда, сознательных нынче все меньше и меньше. По словам владельца одного из таксопарков, доходность бизнеса катастрофически падает: «Рынок перенасыщен, количество заказов снижается. Наши водители стали получать всего по семь-восемь тысяч рублей в месяц. Сами понимаете, какой контингент идет за такие деньги работать». В общем, вполне реально, что за рулем подъехавшего к вашему дому такси может оказаться бывший осужденный, наркоман или алкоголик. Человеческий фактор…

«Из-за недобросовестных извозчиков мы теряем не только деньги — мы теряем имидж, — сетует директор «Юнис-Лады» Олег Чертков. — Были случаи, когда «левые» таксисты заявляли пассажирам о том, что работают под эгидой нашей фирмы. Человек приходит с разборками, а потом выясняется, что машины с таким номером в парке «Юнис-Лады» отродясь не существовало».

Старейшие «извозчики» неоднократно пытались создать свою ассоциацию. Но по непонятным причинам все попытки с треском проваливались. Сейчас городских таксистов собирается объединить единая диспетчерская служба. Правда, пока только «в коммерческом направлении». Но в скЪром времени менеджеры службы обещают создать сайт со списками «черных» водителей и номерами «левых» машин.

Однако сами предприниматели сомневаются в эффективности «электронного полицейского».

«Разумный контроль со стороны государства просто необходим, — считает Олег Чертков. — Ни к чему хорошему этот беспредел не приведет. Но у надзорных служб и законодателей руки до нас не доходят».

Между тем стихийный рынок постепенно превращается в околокриминальный. «Вольные» таксисты застолбили за собой площадки у аэропорта и вокзалов. «Фирменным» машинам, приехавшим за клиентом на «чужую территорию», эти «рыбаки» прокалывают шины, царапают краску. «Частные» такси намертво оккупировали остановки. «Автобусы и троллейбусы вынуждены останавливаться посреди проезжей части, — сетуют в департаменте городского транспорта. — Вызываем ГИБДД, их разгоняют, а через час остановки опять забиты».

Профессиональные омские автомобилисты в шоке — по городу беспрепятственно разъезжают праворульные такси. Одна из раскрученных служб вообще работает только на «япошках». Пассажиры высаживаются прямо на дорогу, но их безопасность никого не волнует. О тарифах — отдельно. В советские времена таксисты красили лампочки в салоне в красный цвет. При таком освещении легко было перепутать цвет купюр, и подвыпивший клиент мог «добровольно» расстаться вместо рубля с десяткой. У нынешних «извозчиков» свои хитрости. Излюбленный прием «рыбаков» — разводить приезжих лохов. «Сколько возьмешь до Чкаловска?» — «Пятьдесят». Клиент соглашается. А потом у него (порой с помощью монтировки) выбивают пятьдесят… евро!

Грешат и «фирменные» таксисты. В Омской области тариф на перевозку пассажиров в легковых таксомоторах не менялся с 2000 года: 5 рублей за километр. Но многие самовольно берут семь. И не стесняются сообщать об этом в рекламе. «А что нам делать? — возмущаются предприниматели. — Цены на бензин, запчасти, расходные материалы давно выросли. Тем временем интересы таксистов лоббировать просто некому. Ну не работать же себе в убыток!».

Но это еще цветочки по сравнению с тем, что творится в ночном городе. Попробуйте, когда стемнеет, проехать по проспекту Мира в Нефтяники. Магистраль у технического университета будет забита такси. Здесь, у киоска с горячим питанием, их неофициальный «отстойник». То же самое происходит у ночных клубов и прочих увеселительных заведений.

По слухам, в этом скопище всегда можно найти пару машин с шашечками, промышляющих совсем другим способом. Шашечки — для прикрытия. Когда-то лжетаксисты продавали таким образом водку и заграничные шмотки. Теперь — проституток и наркотики. Работники «скорой» в неофициальной беседе рассказали нам, что к ним на подстанцию нередко залетают одни и те же «таксисты» с криком «Помогите, человеку плохо!». Дескать, еду мимо, смотрю — лежит. Диагноз не меняется: передозировка…

Сами предприниматели не отрицают — ситуация на рынке обострилась до предела. В среде таксистов уже ходят тревожные слухи. Говорят, например, что скоро рынок захватят москвичи. Или что крупные перевозчики объявят мелким войну и подомнут под себя. Вариантов множество. Но большинство предпринимателей уверены в одном: передел стихийного рынка не за горами.