Раньше вроде бы всё было ясно и понятно: есть генеральный план развития города на десятилетия вперёд, работай по нему и продвигайся к «светлому будущему» шаг за шагом. Но потом все изменилось. Что же ждёт Омск впереди? Аналитики из питерской компании «Ленгипрогор», работавшие больше года над концепцией социально-экономического и градостроительного развития нашего города — основой нового генплана, попытались дать на этот вопрос ответ, предложив на рассмотрение членов архитектурно-градостроительного совета два варианта развития событий в будущем, вплоть до 2025 года, — пессимистический и оптимистический.
Разумеется, будущее города-миллионника во многом будет зависеть от роста «человеческого капитала». По «грустному» прогнозу, население Омска будет постепенно сокращаться (до 1 миллиона человек) и стареть — заметно увеличится доля населения старше трудоспособного возраста. А это значит, что из-за дефицита трудовых ресурсов в экономике города может разразиться кризис.
Однако совсем иной расклад событий предполагает оптимистический сценарий, который аналитики разработали уже с учётом стартовавших национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, а также областных и городских целевых программ. Если то, что предпринимается сегодня федеральным центром, региональной властью и органами местного самоуправления, будет раскручиваться и дальше — вполне можно ожидать прироста рождаемости, который дадут городу омичи в возрасте 25-29 лет. В таком случае численность коренного населения сохранится в ближайшее десятилетие на отметке -1 млн. 150 тысяч человек. Хотя проблема старения города всё равно даст о себе знать примерно к 2015 году. И к этому надо быть готовыми.
Что касается будущего экономики Омска, то базовыми отраслями по-прежнему останутся топливно-энергетический комплекс, машиностроение и пищевая промышленность, им и отводится роль локомотива в развитии города. Более того, питерские эксперты прогнозируют существенный рост производства в машиностроении, который будет связан с реализацией крупных инвестиционных проектов в Восточной Сибири. И это, конечно, не может не радовать.
Далеко не всё однозначно в другом направлении — градостроительстве. Питерцы полагают, что власти Омска должны «пройти через две точки выбора». Первая: предстоит определить приоритеты — упорно, всеми силами осваивать Левобережье или продолжать всячески обустраивать старый центр и развивать правобережную часть города. Речь не идёт об отказе одного в пользу другого, речь идёт о расстановке акцентов.
Вторая: власти должны точно знать — формировать общегородской центр на левом берегу или нет. Если Левобережье остаётся «спальным районом» (70 процентов жилой застройки), то, разумеется, на правом берегу не только сохранятся промышленные узлы, промзоны — возможна их кардинальная, со сменой функций и профиля, модернизация.
Однако дальнейшее развитие Левобережья будет «генерировать проблемы» транспортной системы, мостов, дорожных развязок, инженерной и социальной инфраструктуры. Если сейчас львиная доля рынка нового жилья сосредоточена на левом берегу, а покупать квартиры в новостройках может лишь платёжеспособная или экономически активная категория населения, то, естественно, что постепенно и жизненная активность, «центры потребления» начинают сдвигаться в эту городскую зону.
Любопытно, однако, что прогнозы питерских аналитиков не всегда совпадают с выкладками специалистов московского «Гипрогора», в архитектурно-планировочных мастерских которого также работают над концепцией нового генплана (к слову, именно это московское предприятие разрабатывало Генеральный план развития Омска, утверждённый в 1970 году). Если, к примеру, в оценке демографической ситуации они практически сходятся, то по перспективам внутригородской структуры расселения разнятся. Так, главный экономист проекта ФГУП «Гипрогор» (г. Москва) Игорь Никитин отметил, что все аналитические данные, статистика последних шести лет, тенденции внутригородской миграции указывают на то, что Омску есть смысл развивать Левобережье. К тому же в этой части Кировского округа имеется и солидный резерв — территория, занимаемая аэропортом. Рано или поздно аэропорт в Фёдоровке будет построен, и на освободившихся площадях можно будет развернуть жилищное строительство. Что же касается судьбы других округов в недалёком будущем, то, по прогнозам аналитиков, Октябрьский и Советский округа сохранятся как промышленные площадки, хотя понятие «градообразующее предприятие» уже исчезает. Размещение производственных объектов практически не влияет на расселение внутри города — из любой его точки можно добраться за тридцать-сорок минут, нужно лишь нормальное транспортное обеспечение. А вот Центральному округу советуют не увлекаться жилищным строительством: у него другая функция — деловая нагрузка, но не жильё.
Прогнозные оценки и доводы москвичей показались многим членам градостроительного совета убедительными, а концепция питерских аналитиков — более абстрактной, в ней больше учтены глобалистские тенденции и ситуация в стране. Тем не менее, решено было взять за основу для дальнейшей разработки нового генплана обе представленные концепции.