ОНИ-ТО ВЫЖИВУТ!

Корреспонденты "Вечерки" пытались подражать детям, однако все оказалось совсем не так, как предполагалось

— Аккуратненько кладете тело на две веревки, — поучал нас инструктор. — Перекидываете правую ногу через третью и, перебирая руками, переправляетесь на «тот берег».

Мы клали, перекидывали, перебирали, пыхтели, отдувались, но «паутина» из веревок, натянутых между деревьями, никак не хотела принимать нас в свои сети. После нескольких попыток стало ясно — либо мы летим в «пропасть», либо остаемся на этом берегу, рискуя попасть в лапы разъяренного медведя…

Дело в том, что мы, журналисты, решили принять участие в слете-соревновании «Школа безопасности». Вообще-то все это мероприятие предназначено для учеников старших классов, но мы подумали: а чем, собственно, мы хуже? Во всяком случае, морально уж точно закаленнее, чем 15-16-летние подростки.

Но все оказалось совсем не так, как предполагалось. Оказывается, наши дети, которые по несколько лет применяют на практике знания, полученные на уроках основ безопасности жизни и в соответствующих кружках и секциях, гораздо приспособленнее к экстремальной жизни, чем взрослые.

Например, Саша Трифонова из Москаленского района, которая вот уже как три года приезжает на слет, рассказала о том, что однажды сумела потушить пожар. Вместе с мамой они пришли в гости к тете — та как раз что-то гладила. Но, увидев гостей, обрадовалась, засуетилась на предмет угощения и про включенный утюг напрочь забыла. Опомнились, когда запахло гарью. Так Саша, единственная, кто не растерялся, выдернула шнур из розетки и полила водой горевшую доску.

— А еще как-то раз у нас на котловане начал тонуть мальчик, — продолжила школьница. — Мальчишки постарше его из воды вытащили, а что дальше делать не знают. А тот не дышит. Но я-то помнила, чему нас учили, — очистила дыхательные пути, сделала искусственное дыхание, и он задышал.

Вот так-то! И на этих соревнованиях дети, подвергая себя нешуточным, но пока разыгрываемым испытаниям, на практике применяли свои знания. А, значит, недаром сотрудники МЧС России по Омской области уделяют столько внимания тому, чтобы «Школу безопасности» посещало как можно больше ребят.

По словам начальника управления гражданской защиты и главного судьи соревнований Владимира Корбута, в «Школах безопасности» воспитывается новое поколение россиян. Такие мальчишки и девчонки уже умеют оказывать первую медицинскую помощь, они получают навыки спасения себя и других людей, запоминают эти навыки на всю жизнь и потом наверняка передадут своим детям.

В нескольких сотнях метров от «пропасти» случилось «извержение вулкана». Над потоком горящей лавы можно было перебраться только по качающемуся бревну. Мальчишки и девчонки, ничуть не задумываясь об «опасности», махом преодолевали препятствие, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Вдохновленная их легкостью, и автор этих строк взлетела на бревно… При этом не только «утонула» и «сгорела», но еще и набила себе шишку на лбу. Но почему?! Почему у них получается, а у нас, взрослых, нет?!

— Так ведь тренироваться надо! — посмеивался над нашими тщетными попытками десятиклассник из команды «Пострелята» омского Дома творчества Игорь Милюков. — Спортом заниматься! А вы, наверное, тяжелее авторучки ничего и не поднимаете?

— Примерно так, — вздохнули мы. — Такую профессию себе выбрали… А ты кем хочешь стать после школы?

— Хорошим человеком, — как-то очень мудро ответил мальчишка. — А еще хочу стать генералом, как Владимир Григорьевич.

Он имел в виду начальника главного управления ГО и ЧС России по Омской области Владимира Гуржея. Так что, товарищ генерал, можете гордиться — вы себе воспитали достойную смену.

280 ребятишек собрались на соревнования «Школы безопасности». В течение пяти дней они лазали по бревнам, переправлялись через бушующие реки, тушили «пожары», спасали «раненых». И никто не канючил, не говорил, что ему трудно, что он не может справиться. Ни один не покинул маршрута, ни один не сошел с дистанции. А их лица выражали только одно чувство — переживание за товарища, попавшего в очередной «природный катаклизм».

Но особенно удивила Ирина Крюкова из команды Ленинского округа. На этапе «химическая опасность» ей предстояло определить источник радиационной активности. Как заправский специалист, девушка собрала прибор, надела наушники, спокойно, сантиметр за сантиметром, кустик за кустиком обследовала местность. «Здесь!» — и из-под крошечного пучка травы извлекается малюсенький, с копеечную монету, кусочек металла.

А когда прозвучала команда «Газы!», Ирина чуть ли не быстрее всех справилась с противогазом.

— Вообще, девчонки гораздо шустрее и гораздо лучше справляются с заданиями, — заметил судья Игорь Дусаев. — Может, потому, что у женщин лучше развит инстинкт самосохранения? Или потому, что женщины более ответственны по жизни? Не знаю… Но сколько лет уже езжу на эти соревнования — эта закономерность всегда подтверждается.

Близился обед. Команды собирались вместе возле лесного водоема. Здесь каждой из них предстояло разбить бивак, приготовить обед и все это тоже на время, тоже за баллы. Глядя на них, подумала: «Бедненькие детки, усталые какие, ведь совсем, наверное, сил не осталось». Но «бедненькие детки» довольно шустро справились с заданием и уже через считанные минуты с довольными лицами уплетали гречневую кашу с тушенкой. Причем мальчишки настолько заботливо относились к своим девчонкам, подливая им горячий чай и убирая за ними посуду, что невольно вспомнились слова Владимира Корбута: «Мы растим новое поколение россиян». И впрямь. Вряд ли эти мальчишки, повзрослев, хоть когда-нибудь обидят женщину. Наверняка из них получатся достойные мужья и ответственные отцы семейства. Их приучили к этому с детства. В кружках юных спасателей, в «Школе безопасности».

— Девочки — существа хрупкие, — подтвердил наши убеждения Саша Гриненко из Тавричанки. — Они больше устают, чем мы, поэтому и стараемся всю самую тяжелую часть заданий взять на себя.

Он собирается стать пожарным на железной дороге. И, надо сказать, горящий лоток он потушил весьма лихо, ничуть не уступая в этом профессионалам.

Слеты-соревнования «Школа безопасности» в таком формате больше не проводятся ни в одном регионе Сибири. Да, бывают однодневные сборы — и все. У нас же, повторимся, слет продолжается пять дней, и это позволяет ребятам не только посоревноваться, но и подружиться. Во всяком случае, вечером на дискотеке они уже не разбирали, кто здесь из Азово, а кто из Калачинска — танцевали все вместе, а потом все вместе пели песни под гитару.

Сейчас нет пионерии, нет комсомола. Но есть люди, которые смогли объединить наших детей, организовать их. И, несмотря на то, что сами каждый день рискуют жизнью, они еще и находят время и на воспитание подрастающего поколения. И, наверное, было бы здорово, если бы ребятня объединялась не только в школах юных спасателей, а, скажем, в школах юных политиков, юных руководителей, юных соцработников. Тогда, может, не пришлось бы нам с грустью констатировать, что в России несколько миллионов беспризорных детей, несколько миллионов юных наркоманов, несколько миллионов юных алкоголиков…