Рядом с пляжем, где плавились на песке отдыхающие, трое ребят катались на прогулочной лодке. Вдруг их внимание привлек какой-то предмет, свободно плывущий по течению. «Бревно, что ли?» — предположили гребцы, подошли поближе — и ужаснулись: по реке плыл труп девушки. Взяв себя в руки и преодолев страх, парни привязали мертвое тело к борту посудины и направились в сторону берега. Тайком оттащили утопленницу в кусты и, не поднимая лишнего шума, вызвали милицию. А через день позвонили в редакцию.
Ничего не скажешь, хорошо начинается пляжный сезон. Только дали о себе знать первые жаркие дни, люди высыпали на берег — и вот, пожалуйста, печальный результат. Как говорится, лиха беда начало…
А ребята, что нашли труп, задали нам такой вопрос: кто должен следить за тем, чтобы люди не заходили в воду в нетрезвом состоянии и не заплывали на фарватер реки? Да и вообще, спасение утопающих — чьих рук дело? С этими же вопросами мы, в свою очередь, обратились в Центр ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) МЧС Омской области.
На них нам ответил начальник центра Александр КОШЕЛЕВ:
— Вообще-то уже очень давно в Омске нет ни одного официально открытого пляжа. Все якобы закрыты. Но люди, наплевав на все запреты и предостережения, все равно идут на берег загорать и купаться. Заглядывая в недалекое и счастливое прошлое, вспоминается, как на всех шести омских пляжах действовали спасательные станции. На них работали десятки спасателей, четыре водолаза, по реке курсировали спасательные лодки, снаряженные жилетами, веревками, кругами. Территория купания была строго определена, и отчаянных купальщиков, заплывавших за пограничные буи, считали потенциальными утопленниками: спасатели не спрашивая вытаскивали их из воды в лодку и составляли протокол о спасении утопающего. На пляжах также дежурили медики. Да и милиция в те времена не подпускала к воде пьяных.
Глядя на безысходное настоящее, вынуждены констатировать, что сегодня спасать людей на воде некому. Спасательные станции канули в лету. Единственная федеральная служба, которая могла бы это делать, — поисково-спасательное подразделение. В его составе есть опытные водолазы и другие специалисты. Но пока подразделение не получило лицензии и полностью не обеспечено техникой, водолазным снаряжением. Да и потом, поисково-спасательное подразделение предназначено для подготовки и проведения работ во время крупных аварий и кораблекрушений на реке. Выходит, спасать обычных людей на реках и озерах некому. А между тем только в прошлом году в Омской области утонуло 162 человека.
— Где люди тонут чаще всего?
— Нередко трагедии случаются на диких пляжах и там, где купание вовсе не предусмотрено. Заметьте: 90 процентов всех утонувших людей купались в нетрезвом состоянии!
— И что же делать?
— Вообще-то по закону безопасность горожан должна обеспечивать администрация города. Но когда дело касается спасения купающихся омичей, очень популярным и веским аргументом становится очевидный факт: официально пляжей в городе нет. Но ведь есть купальщики, и, что весьма печально, каждый год мы вытаскиваем из воды утопленников.
По большому счету, на пляже не нужна группа водолазов с полным снаряжением. Но утонувших людей будет меньше, если там начнут дежурить хотя бы несколько спасателей с лодками, врач и пара-тройка милиционеров. Но пока, как это ни печально, спасение утопающих и впрямь дело рук самих утопающих.