Китайские рабочие вновь «под прицелом»: с начала июня в тепличных хозяйствах, где они трудятся, начались комплексные проверки. Вместе со специалистами Роспотребнадзора в рейд отправились и корреспонденты «Вечернего Омска».
Выдвигаемся колонной из трех машин, сразу же за мясокомбинатом уходим налево и еще минут пять трясемся по кочкам. Путь лежит в ООО «Весна», куда решено сегодня нагрянуть с «рабочим визитом». Перед выездом интересуемся, что же там может быть криминального. Или не может.
— Я не бабка-гадалка, чтобы предсказывать будущее, — отшучивается главный специалист отдела санитарного надзора Александр Звычайный. — Вот приеду, увижу, зафиксирую — тогда и поговорим, но уже с конкретными фактами на руках. Основная задача — убедиться воочию, что в этом хозяйстве выполняются все санитарные требования, а у владельцев имеются все необходимые разрешительные документы, начиная от отвода земельного участка под строительство теплиц и заканчивая санэпидзаключением на производство плодоовощной продукции.
А то ведь и до греха недалече — вспомнить хотя бы скандал вокруг ООО «Дунфан». Напомним, что весной прошлого года китайские гастарбайтеры выращивали помидоры и огурцы, предназначенные для продажи на городских рынках, всего лишь в тридцати метрах от Северо-Восточного кладбища, в то время как его санитарно-защитная зона составляет не менее пятисот. Как пояснил тогда заместитель начальника отдела санитарного надзора Андрей Сердюков, эти теплицы появились без согласования с Центром Госсанэпиднадзора в Омской области (предшественником Роспотребнадзора). И только после вмешательства соответствующих организаций и служб, а также лично мэра Омска Виктора Шрейдера производство было приостановлено.
Чтобы подобное больше не повторилось и на стол к омичам не попали невесть какие продукты, тепличные хозяйства сегодня под особым контролем. ООО «Весна» — уже шестое по счету, куда выезжает с инспекцией Роспотребнадзор. Всего же в ходе плановых проверок нужно обследовать около тридцати. Как говорится, за одного битого…
Тем временем мы уже миновали ограду. Первое, что попалось на глаза, — куча разнообразного мусора неподалеку от «парадного входа» на территорию. И далеко не единственная. Как пояснил государственный инспектор по охране окружающей среды Омской области, курирующий Омский район, Александр Володев, для сбора отходов тепличного производства и жизнедеятельности самих гастарбайтеров должно быть отведено специальное место. На практике же полиэтиленовая пленка, разбитые ящики и прочий хлам «украшают пейзаж» тут и там.
Не меньше вопросов возникает и в отношении утилизации мусора. Как нам пояснили, чтобы отходы не превысили определенной критической массы, рабочие якобы «хоронят» их в специально выкопанной по этому случаю яме, замаскировав сверху землей. «Что является грубейшим нарушением федерального законодательства», — комментирует Александр Володев.
Хорошо хоть, что отходы здесь не сжигают, особенно это касается полиэтиленовой пленки, пластиковых бутылок и разного рода пластмассы. Ведь при сжигании той же пластмассы выделяется смертельно опасное вещество — диоксин. Оно активно накапливается в почве — слоем до 15 сантиметров, а самое главное, сохраняется в земле многие годы. Попадая в наш организм с корнеплодами и овощами, диоксины аккумулируются, но практически не выводятся. Между тем постоянное потребление даже малых доз этих веществ приводит к разрушению печени, нервным расстройствам, поражениям дыхательного и желудочно-кишечного трактов, влияет на развитие злокачественных новообразований.
— Сжигать отходы категорически запрещено, — поясняет Александр Володев. — Их нужно отправлять на специальные свалки. Однако никаких документов, дающих право на вывоз ТБО, мне пока не представили. Заместитель директора, гражданка Китая, говорит, что документы вроде бы есть, но какие — точно сказать не может. Придется ждать, когда приедет сам директор хозяйства.
Отсутствие необходимой документации в ходе подобных проверок встречается не так уж и редко. Если директор ООО «Весна» не представит нужных бумаг, ему грозит штраф. И немалый — согласно Кодексу об административных нарушениях, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами его размер может достигать пяти тысяч рублей для должностного лица и ста тысяч — для юридического. То есть хозяйства.
По словам специалистов Роспотребнадзора, на сегодняшний день нарушения по утилизации отходов выявлены практически во всех подвергшихся проверке хозяйствах. «Кроме того, некоторые предприниматели, вопреки существующему порядку и санитарным правилам, завозят минеральные удобрения без согласования с Роспотребнадзором, — добавляет Александр Звычайный. — И хранят их в ненадлежащих условиях, иногда прямо под открытым небом». К слову, за подобные «вольности» им грозит штраф до 50 тысяч рублей.
Однако граждане Поднебесной — люди чрезвычайно дисциплинированные, стараются все поскорее исправить. «Только выписал предписание, — улыбается Александр Володев, — на следующий день уже рапортуют, что все недостатки устранены, штрафы оплачены».
Рейд завершен, возвращаемся обратно. Очень уж существенных нарушений, представляющих непосредственную опасность для омичей, слава богу, не выявлено. Как обстоят дела в других тепличных хозяйствах, где трудятся выходцы из Китая, выяснится в ходе дальнейших проверок. Ну а как относиться к тому, что гастарбайтеры из КНР все активнее «внедряются» в наше овощеводческое производство, — это тема отдельного разговора.