Об этом член бюро федерального совета ОГФ (Объединенного Гражданского Фронта) Виктор Корб сообщил на брифинге «Об опасных тенденциях развития общественно-политической ситуации в Омской области». По его оценке, на пути по ограничению гражданских прав в стране и регионе давно «перейден Рубикон» — та опасная черта, за которой не будет никакого смысла «плакать по волосам». В подтверждение этого он напомнил и сообщил новые факты незаконного использования правоохранительных органов в политических и хозяйственных целях: так называемая «профилактика» участников протестных акций, ведение незаконной слежки, прослушивание телефонов, незаконные вызовы в органы УВД, задержания, угрозы и т.п. Последний инцидент произошел накануне: в течение целого дня вооруженные люди, «похожие на милиционеров» (так Виктор Корб предлагает всем называть сотрудников силовых структур, отказывающихся представляться и действующих вопреки Закону — прим. вып. ред.) преследовали правозащитника Николая Скачкова, пытаясь задержать его и помешать встречам с коллегами и журналистами. Виктор Корб заявил, что в Омской области создана система, представляющая реальную угрозу гражданскому сообществу, активным, самостоятельно мыслящим людям и их близким, в том числе — ему самому. Самое страшное, что граждане не могут рассчитывать на защиту своих прав, обращаясь к правоохранительным органам: все судейские воспринимают правозащитников как «городских сумасшедших», прокурорские — вместо надзора за соблюдением законности, занимаются отписками, а милицейские — относятся к своим согражданам как к заведомым преступникам.
В такой ситуации действенной мерой защиты, по мнению Виктора Корба должны стать инструменты в форме «гражданской обструкции». Полагая самым страшным наказанием бойкот, исключение из нормального человеческого общения, г-н Корб предложил открыть публичный список тех омичей, которые представляют угрозу обществу, кому уважающий себя человек просто не подаст руки ни в каком случае. Эта идея перекликается с предложением Виктора Шендеровича о составлении общероссийского «списка нерукопожатных», которую он выдвинул на Всероссийском Гражданском Конгрессе. Похожие мотивы лежат и в основе проекта «Черная книга России», реализуемого в рамках «Общественной экспертизы».
Виктор Корб озвучил первых номинантов «списка нерукопожатных» Омской области, который он назвал еще и «Прошу винить» (отметив, что у него есть веские основания считать именно этих людей, создающими реальную угрозу его личной безопасности). Среди них вице-губернатор Александр Артемов, высшие руководители УВД Виктор Камерцель и Григорий Гоман, мэр Омска Виктор Шрейдер, прокурор области Сергей Казаков и главный федеральный инспектор Виктор Миронов. Помимо многочисленных нарушений законов и Конституции, номинанты лишились уважения также за элементарную человеческую непорядочность и, в целом, за деятельность, разрушающую город и область и направленную на сохранение в регионе порочной «клановой» системы.
Реально работать этот проект, по мнению Корба, будет, только если порядочные люди тоже начнут хоть как-то группироваться, будут знать друг друга — тех, кто не подает руки подлецам. Журналист и правозащитник отметил: «Считается, что хороших людей больше. Но сейчас из-за создания в России «вертикали страха» создается видимость обратного порядка, торжества беспредела и жизни по понятиям, а не по Закону. Хорошие, честные люди должны быть видимы. Есть общая угроза, которую необходимо осознать и выразить свое отношение к ней. Мы должны заявлять свою позицию, чтоб не пропасть поодиночке». Поэтому список тех, кому приятно пожать руку, должен быть больше «списка нерукопожатных». И должен расти быстрее.
На фото (С) Татьяны Ильиной, 2006 — Виктор Корб демонстрирует документальные свидетельства «вертикали страха».