ТОПОЛИНЫЙ ПУХ, ЖАРА, ИЮНЬ

Только успели горожане обрадоваться долгожданной июньской жаре, как лето красное преподнесло нам свой традиционный подарок - сугробы тополиного пуха, засыпавшие омские дворы

Этот необычный вид «осадков» имеет уникальное свойство выпадать в любую погоду и независимо от времени суток. Взглянешь на крону старика-тополя и поневоле удивишься: до чего же поседел! Нынче все ветки тополей «украшены» белоснежными гроздьями пуха. И эта «манна небесная» сыплется на голову горожанам уже не первую неделю и будет продолжать щекотать ноздри прохожим еще, как минимум, пару недель.

А носы горожан тем временем неустанно чешутся: куда ни пойди — и тут, и там в воздухе парит пух. Так и норовит влететь в нос, в рот, приземлиться на ушах или волосах…

Он не дает покоя ни дома, ни на работе. Невольно приходит мысль, что эти «снежинки» вездесущи. Зимой от осадков можно спрятаться дома: стряхнуть в коридоре с плеч снег и благополучно о нем забыть. Летом этот самый «снег» решительно напоминает о себе каждую минуту. Даже в институтах, где в эти дни студенты сдают экзамены, «снег» кружится повсюду.

Особенно глубокими сугробами нынче славятся старые дворы. Здесь тополя вымахали еще выше, чем сорокалетние пятиэтажные дома. Метелица кружится весь день напролет, и только ночью стихает ветер, и жильцы могут вдохнуть полной грудью. Впрочем, кому-то из омичей летний «снег» приходится по нраву: красиво, говорят…

В городке Нефтяников, близ автобусной остановки «Советский исполком», во дворах старых жилых дворов — настоящий Северный полюс. В смысле, такого обилия тополиного пуха, как здесь, мало где еще в городе увидишь. Как раз жильцы этих домов и пожаловались корреспонденту «Ч» на свои «снежные» беды.

— Городок наш старый, — говорит Любовь Андреева, жительница Нефтяников. — Нашим тополям уже под тридцать, а они вон как вымахали. Прямо-таки седые великаны. Как-то наш сосед, у которого под окном растет старый тополь и каждое лето засыпает его квартиру пухом, со злости схватил топор и давай рубить великана. Все соседи, конечно, сбежались, говорят: «С ума сошел, он же сейчас рухнет — провода оборвет, стекла повыбивает!» В общем, не дали ему загубить дерево. Тогда он в администрацию обратился: мол, спилите тополь, дышать нечем. Чиновники ему счет предъявили — около двух тысяч рублей. А самому рубить запретили: еще, чего доброго, люди пострадают. Так тополь у нас до сих пор и стоит. А сосед через год переехал.

Здоровому человеку потерпеть несколько недель можно, а вот астматику и без того дышать трудно. Тут и до несчастного случая недалеко…

Почему же так много в нашем городе «вредных» тополей? Вот что думает на этот счет инженер 1-й категории управления благоустройства Центрального округа Владимир Ромашев:

— Тополь — это настоящий городской фильтр, на который все жалуются, но без него нам дышать было бы нечем. Летом пух собирает на себя всю грязь и пыль и оседает на землю. Поэтому тополь — самое нужное дерево для города. Другое дело, что в Омске большая часть тополей слишком высоко поднялась к небу, а это, согласитесь, некрасиво и опасно для жизни.

Между тем многим пух прямо-таки не дает дышать, и некоторые горожане борются с ним всеми подручными средствами.

— Наш смекалистый дворник достает из подвала длинный шланг и поливает водой все тополя во дворе, — рассказывают жильцы дома на улице Маяковского. — Дождя-то не дождешься. Вот хозяин нашего двора и нашел управу на этот злополучный пух. Водой из шланга он поливает и все дорожки во дворе. И вот результат — ни пуха, ни пыли, и во дворе всегда свежо.

Ну а самый распространенный метод борьбы с летним «снегом» приводит в восторг всех дворовых мальчишек. Пух горит мгновенно и, главное, зрелищно. Горят во дворах «сугробы», а иногда и целые тополя, ведь их крона сплошь покрыта горючими «снежинками». Но сколько бед причиняет загоревшийся пух! Остановить пламя, как правило, очень сложно, всякий раз приходится вызывать пожарных.

— Каждые сутки мы совершаем десятки выездов на тушение пуха, — рассказывает начальник отдела государственного пожарного надзора администрации Октябрьского округа Юрий Харинин. — Часто выезжаем в Чкаловский и Амурский поселки, также к нам поступают вызовы с левого берега, из Центрального и Октябрьского округов — словом, очаги возгорания разбросаны по всему городу. А пух горит как порох. Чаще всего его поджигает дворовая шпана. Но горящий пух очень опасен тем, что огонь запросто может перекинуться на деревянные постройки: сараи, дома, гаражи… Каждую весну и лето мы предупреждаем ребят в школах и лагерях, что пух жечь очень опасно. Но, видимо, тщетно…

Кстати, за минувшие выходные омские пожарные выезжали тушить пух 175 раз.