«НИЧЕЙНЫМИ» ЗЕМЛЯМИ ЗАЙМЕТСЯ ОБЛАСТЬ

Так велел федеральный закон

В апреле Госдума внесла изменения в Земельный кодекс РФ. Согласно им распоряжение земельными участками на территории административных центров субъектов Федерации, собственность которых не разграничена, с 1 июля переходит к исполнительным органам субъекта РФ. Применительно к нам зто означает, что значительная часть земель Омска переходит в ведение региональной власти, так как мэрия по разным причинам не зарегистрировала эти участки в собственности города. Соответствующий областной закон был принят на майском заседании ЗС, а на прошлой неделе правительство области приняло необходимое постановление.

Такая поспешность обусловлена тем, что во многих регионах местные органы самоуправления неоправданно затягивают выделение земельных участков под строительство, и это стало серьезно тормозить реализацию национального проекта «Доступное жилье». О необходимости срочно выправить положение дел не раз говорил курирующий нацпроекты первый вице-премьер Дмитрий Медведев, в ряде совещаний на правительственном уровне присутствовал и наш губернатор Леонид Полежаев. По его словам, главам регионов была непонятна критика в их адрес, ведь в сфере земельных отношений у них нет никакого механизма воздействия на органы муниципального самоуправления. В результате и родился принятый Госдумой закон о внесении изменений в Земельный кодекс. В Омске ситуация не столь запущенная, как где-то, но Федеральный закон, нравится он кому или нет, надо исполнять.

Как сообщил министр государственно-правового развития области Александр Бутаков, сразу после вступления в силу областного закона была создана рабочая группа с широким представительством города, которая плотно поработала над этим нормативным актом. Земли Омска можно разделить на участки под строительство, на участки, не предназначенные для этой цели, и на уже занятые, где должны быть обеспечены права собственников зданий и строений. Отныне все они, кроме тех, что ранее были закреплены за муниципалитетом, отходят в распоряжение специально создаваемого территориального органа с рабочим названием Главное управление по регулированию земельных отношений.

Но главное не в названии, а в функциях, которыми оно будет наделено, и эффективности их исполнения. По мнению Леонида Полежаева, процессы выделения и регистрации земельных участков должны стать максимально ясными и простыми — по принципу «одного окна», что раньше городу сделать никак не удавалось. Поэтому губернатор настоял на создании отдельного органа управления, отказавшись от разделения его функций между Минстроем и Минимущества области, как это предлагали некоторые. Практика действительно показывает, что в подобных вещах концентрация управленческих нитей в одних руках играет положительную роль.

Кроме того, здесь важно сохранить и существующие земельные отношения, особенно те, которые напрямую затрагивают интересы рядовых омичей. По словам Александра Бутакова, при разработке нормативного акта перед комиссией была поставлена задача ничего «не ломать», поэтому сложившиеся арендные отношения решено оставить в нынешнем виде на неопределенное время. С земельными участками, на которых расположены гаражи, погреба и другие строения граждан, ничего не произойдет до будущего года, а в дальнейшем в их отношении будут приняты какие-то решения, полностью учитывающие интересы населения.

Земельный кадастр остается в компетенции мэрии, но область хотела бы влиять на сроки прохождения земельных документов, для чего планируется заключение отдельного соглашения. Соглашение будет заключено и по вопросам деятельности федеральных контрольно-надзорных служб.

Мэр Омска Виктор Шрейдер подтвердил, что рабочая группа по подготовке постановления работала очень плотно, и у него как градоначальника вопросов к документу нет. Однако тут же выяснилось, что это не совсем так. Мэр высказался о необходимости какого-то переходного периода, что, по его мнению, не противоречит Федеральному закону. Но губернатор считает, что «в сфере земельных отношений никаких переходных периодов делать нельзя, слишком это животрепещущая тема». Виктор Шрейдер пояснил, что имел в виду лишь ситуацию с документами, которые находятся в близкой к завершению стадии оформления, и передал свои предложения первому заместителю правительства области Евгению Вдовину. Леонид Полежаев попросил прокурора области Сергея Казакова в кратчайшие сроки подготовить замечания по постановлению о совершенствовании регулирования земельных отношений на территории региона. В трехдневный срок на подпись губернатору должен быть представлен указ о создании Главного управления, назначении его руководителя, определении штатного расписания, места размещения и т.д.

Помимо документа, который губернатор назвал «одним из самых серьезных среди принятых в нынешнем году», правительство области рассмотрело еще ряд вопросов социального значения. Так получилось, что одинокие пожилые люди оказались несколько в ущемленном положении при назначении жилищных субсидий. В целом по области порог такого назначения определен 20 процентами совокупного дохода (федеральный стандарт — 22 процента), но для одинокого пенсионера «совокупности», понятное дело, не происходит. Поэтому решено снизить порог для этой категории граждан. Теперь он будет равен 18 процентам, что, по данным Министерства труда и социального развития области, затронет 6123 одиноких пенсионера и обойдется бюджету в 6,8 миллиона рублей.

Престарелым омичам адресовано и решение о завершении реконструкции Сосновского дома-интерната. Сейчас работы в отведенном под него здании школы в Таврическом районе завершены на 90 процентов, подобран обслуживающий персонал, закуплена мебель. Ввод дома-интерната для престарелых запланирован на конец июля, и Леонид Полежаев особо отметил необходимость самого добросовестного отношения к этому вопросу. «Если уж делаем, это должно быть максимально удобно для людей», — заявил глава региона.