Денис Мандров в зтом году окончил 117 математическую школу и собирается стать студентом. Вот только человек он необыкновенный.
Ежегодно начиная с 1949 года в Америке проводится Международный смотр научного и инженерного творчества школьников Intel ISEF. О масштабах и грандиозности этого конкурса говорит большое число участников, организаторов, спонсоров. В этом году омский школьник Денис Мандров за свой проект «Операционная система MD-OS» был отмечен двумя специальными премиями: за первое место от Американского общества по патентам и торговым маркам и за третье место от международного общества IEEE Computer Society. В этом международном конкурсе принимали участие 1482 участника из 42 стран мира.
Сегодня Денис — гость нашей редакции.
В ТО ВРЕМЯ КОМПЬЮТЕР БЫЛ РЕДКОСТЬЮ
— Первый раз компьютер я увидел в третьем классе. Был вроде бы обычный день. Но в этот день мама мне сделала неожиданный подарок. Она сказала, что привезут компьютер. Тогда компьютер был редкостью. Я очень ждал, а его, как назло, не подвозили и не подвозили. И вот он приехал.
— И с чего все начиналось?
— Начинал, как и все, с компьютерных игр. Постепенно стал изучать возможности умной машины. Несколько раз его ломал. И где-то с середины пятого класса начал заниматься программированием. Меня всегда интересовало, как создаются программы. Переговорил со знакомым студентом, он посоветовал, с чего начинать. Постепенно дошел до низкоуровневого программирования — это непосредственная работа на процессоре, программирование аппаратуры. Уровень самый низкий по лестнице, но самый высокий по сложности.
— Когда ты стал выходить на конкурсы и конференции?
— Это было в 6 классе, когда я занимался в математической школе при ОмГУ. Моя первая программа называлась «Редактор консольной занимался в математической школе при ОмГУ. Моя первая программа называлась «Редактор консольной графики». В 7 классе учитель информатики порекомендовал разработать программу и представить ее на школьной конференции. В тот год я разделил первое место с одиннадцатиклассником. На областную конференцию я тогда не прошел по возрасту. В 8 классе с другой программой я повторил тот же путь на областную конференцию через школьную. Разработал программу, которая называлась «Для слежки за удаленным компьютером». Суть ее в том, что компьютер шефа может просматривать, что творится в компьютерах подчиненных: какие программы запущены, что находится на экране компьютера.
— Чтобы пресечь попытки игр на рабочем месте?
— Программа позволяла наблюдать, но не управлять компьютером. Причем, программа сама себя не выдает.
— Когда ты начал работать над программой, которую представлял на международном конкурсе?
— В 9 классе. Правда, первоначальный вариант заметно отличается от конечного. Суть моей работы заключается в разработке новой системы, способной разрешать задачи и поддерживающей современные технологии. В отличие от практически всех альтернативных систем, она не является клоном Windows или Unix и не базируется на них.
Необходимость разработки новой операционной системы заключается в том, что существующие системы медленные, громоздкие, ненадежные.
И ВДРУГ — ПЕРВОЕ МЕСТО!
— На областной конференции мне присвоили звание лауреата. Места среди участников областного конкурса не распределяются. Сама омская конференция не предполагает дальнейшего участия на зональных или российских соревнованиях. Вспомнил, что я еще в 6 классе в журнале вычитал информацию о международной конференции Интел. Написал письмо в компанию Интел. Мне ответили, чтобы попасть на международную конференцию, сначала нужно пройти российскую. Таких конференций несколько. И вот в 10 классе я попробовал свои силы на конференции «Юниор», которая каждый год в конце января проходит в Москве.
— И ты этим занимался самостоятельно?
— Да. Сначала подал заявку, причем уже в последний день, 31 декабря. Мое письмо сначала не дошло. Отправил еще раз. Очень волновался, но пришло подтверждение, что заявка принята на рассмотрение. Известие пришло уже после новогодних праздников. Так меня впервые пригласили в Москву. Это было так здорово, вы не представляете, как я этому радовался. И вот мы с мамой поехали в Москву.
— Получается, что участие в конференции «Юниор» и было началом твоей победы на международном конкурсе?
— Не сразу. По уровню «Юниор» выше омских конференций. Причем это совсем другой тип конференции, она относится к стендовым конкурсам. На омской я представляю свою программу перед аудиторией. На всероссийской — у каждого есть стенд, а компьютер только при необходимости. И что интересно, на конференции «Юниор» — несколько жюри: студенческое, учительское, корпоративное и научное. Рассказывать «нужно всем одинаково хорошо, рейтинг складывается из суммы балов. И если члены студенческого жюри задают вопросы технического характера, то ученые — мировоззренческого. В прошлом году на «Юниоре» я получил третье место. Для начала это было неплохо.
— В этом году ты участвовал в конкурсе с той же программой?
— Да, но я ее значительно доработал. Я думаю, что те изменения, которые я внес, были интересными. Научное жюри разговаривало со мной около 45 минут, тогда как год назад мне задавали вопросы всего лишь минут 10. Но я не ожидал, что итоги конкурса будут столь успешными. Уже объявили 3-е, 2-е места. Я подумал: все, надеяться на победу мне уже не стоит. И вдруг — первое место! Наконец-то я вышел на международный финал!
ХОЧУ УЧИТЬСЯ В МГУ
— Но у каждой медали есть и оборотная сторона?
— Вы правы. На подготовку к международному финалу были затрачены большие усилия. Предстояло решить много административных вопросов начиная от заполнения огромного количества бумаг на английском языке и заканчивая получением визы.
— А как у тебя с английским?
— Нормально. Вся техническая документация идет на английском языке. Читаю и понимаю без словаря. Во всех подготовительных вопросах помогали мои московские научные руководители Виктор Петрович Иванников и Александр Владимирович Гиглавый.
Мне прислали большой пакет вопросов, нужно было написать о себе, о школе, о научном руководителе, о том, какие у меня увлечения, почему я решил разрабатывать именно этот проект. В марте я поехал в Москву для подготовки к международной конференции. Две недели нас основательно готовили, вплоть до того, как все разместить на стенде и с какой стороны нам стоять по отношению к нему. Специалисты представительства Интел в России проводили с нами тренинги, они стоят очень дорого, но нам их предоставили бесплатно. И кроме подготовки к международной конференции у меня была возможность познакомиться с Москвой. Потом была еще одна поездка в Москву за получением визы. Брали отпечатки пальцев. Разговаривали на английском языке. И в заключение сказали на английском: «Наслаждайтесь! Вы поедете в Америку».
— Что тебе особенно запомнилось от поездки в Америку?
— Эта поездка мне запомнится на всю жизнь. И не только событиями конференции. Перед поездкой я заболел, температура доходила до 40. Ее удалось сбить до 38. Боялся контроля на птичий грипп. У меня было шесть сумок: монитор, системный блок, ноутбук. По правилам проведения конкурса это все мне не предоставлялось. Обычно все участники обходятся тем, что размещается на стенде. А моя программа требовала демонстрации. И вот я в городе Индианаполисе в штате Индиана в огромном зале, напоминающем выставочный центр.
— Ты волновался?
— Не знаю. Первое время даже не ощущал, что я в Америке, на конференции. Два дня, когда работало жюри, у нас было свободное время. Можно было пообщаться с участниками. Мы менялись значками, монетами, сувенирами.
— А какие сувениры ты брал из Омска?
— Взял брелоки с нашим знаменитым сантехником. У кого-то были матрешки. Пользовались успехом и наши российские копейки, я на них выменял 30 значков.
— Потом наступил день судейства?
— Да. И когда я пришел в этот день в зал, то увидел на своем столе множество визиток, газет, журналов и ручек. Их оставляли люди, которых заинтересовал мой проект, а это представители известных в компьютерном мире компаний и сообществ. Представители жюри спрашивали меня, для чего я затеял этот проект, какие были сложности, сколько времени затратил.
— И как проходило награждение?
— Оно состояло из трех частей: специальные премии — это награды от различных обществ и компаний. Правительственные премии — только для американцев. Основные премии — награды участникам, набравшим наибольший рейтинг в своей секции, предпочтительно вручают тоже американцам. Итоги подводятся чисто математически. На конференции, где почти полторы тысячи участников, иначе и нельзя. Награда включает и финансовую разовую стипендию, по сумме это немного.
— О чем ты мечтаешь?
— Добиться успеха в своем деле. Из самых глобальных планов — открыть компанию, которая занимается разработкой программного обеспечения операционных систем. Это как раз то, над чем я сейчас работаю. Есть и более приземленные желания. Сейчас мне надо поступить в университет. Привыкнуть жить одному. Победа на российском конкурсе «Юниор» дает право поступать в вузы без экзаменов. Меня уже пригласили учиться в МИФИ. Но мне хотелось бы поступить в МГУ, там тоже принимают победителей российской конференции. Я думаю, что не должно что-то измениться. Хотя некоторое беспокойство есть.
— Денис, чем ты увлекаешься еще кроме компьютера?
— Люблю ездить на велосипеде. У меня горный велосипед. Одно время занимался подводным плаванием. Пришлось бросить, потому что занятия проходили поздними вечерами. Оставил и увлечение теннисом. На все не хватает времени. Люблю слушать классическую музыку. Так же, как и всем, мне нравятся и хорошие современные песни.