ПРОШЛОГОДНИЙ БЮДЖЕТ — ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ НЕТ

15 июня в зале заседаний Законодательного собрания Омской области прошли публичные слушания по проекту закона "Об исполнении областного бюджета за 2005 год", - Министерство финансов Омской области представило собравшимся отчет об исполнении регионального бюджета за прошлый год

Второй год в Омской области проект исполнения регионального бюджета выдвигается на публичное обсуждение. Открытый характер проведения слушаний означает, что каждый желающий имеет возможность публично высказать свое мнение о реализации главного финансового закона области. Для этого необходимо после опубликования решения о дате, времени и месте проведения слушаний направить заявку в Законодательное собрание. Комитет финансовой и бюджетной политики рассмотрит ее и в течение 20 дней вышлет приглашение. Цель проведения подобных слушаний очевидна. Публичный отчет об исполнении регионального бюджета делает его прозрачным, а деятельность органов власти более понятной для населения. Слушания — это один из элементов демократии, когда народ реально влияет на управление государством. Но в России практика публичного обсуждения наиболее важных законопроектов еще не отработана. Так, в слушаниях по обсуждению проекта об исполнении областного бюджета приняли участие только заинтересованные лица и ведомства: депутаты ЗС, представители органов местного самоуправления, представители министерств и ведомств, бизнесмены. Всего 120 человек. Представители партий и общественных организаций в слушаниях не участвовали. Хотя, по словам председателя комитета финансовой и бюджетной политики ЗС Омской области Олега Шишова, все заявки на участие в обсуждении законопроекта об исполнении регионального бюджета были удовлетворены.

В отчете, представленном министерством финансов Омской области, доходная часть регионального бюджета была утверждена в сумме 32,7 миллиарда рублей, а исполнена в сумме 35,3 миллиарда рублей. Сумма дополнительных доходов составила 2,2 миллиарда рублей. Из них налог на прибыль — 1,3 миллиарда рублей, акцизные сборы превысили план на 143 миллиона рублей. По сравнению с 2004 годом прирост собственных доходов составил более 5 миллиардов рублей. Общая сумма собственных доходов — 27,3 миллиарда рублей. По сравнению с 2004 годом расходы областного бюджета в 2005 году возросли в 1,5 раза и составили 35,7 миллиарда рублей. В общем объеме расходов финансирование социальной сферы занимает 48,2 процента. Это более 17 миллиардов рублей. Расходы на социальное обеспечение распределялись по двум направлениям: на социальную поддержку населения и на содержание государственных учреждений социального обслуживания. Значительный рост расходов на социальную поддержку населения в 2005 году связан со вступлением в силу 122 федерального закона, который предусматривает замену натуральных льгот денежными выплатами. На предоставление социальных выплат и льгот в 2005 году из областного бюджета было выделено 2,8 миллиарда рублей. К моменту вступления в силу 122 федерального закона в регионе уже осуществлялись социальные выплаты за счет бюджета, которые сохранились в полном объеме. В 2005 году существенной статьей расходов стали выплаты детских пособий. С 1 октября 2005 года размер ежемесячного пособия на ребенка был увеличен в два раза, а для одиноких матерей — в три раза.

В целом социально-экономическое развитие региона в 2005 году характеризуется более высокими темпами по сравнению с 2004 годом. Прирост объемов производства в промышленном комплексе составил 13 процентов, в сельском хозяйстве -2 процента. В 2005 году выросли инвестиции в основной капитал. При плане 24 — 25 миллиардов рублей фактический объем инвестиций составил 34,5 миллиарда рублей. Приток инвестиций в жилищную сферу способствовал увеличению темпов строительства жилья. В 2005 году было введено в эксплуатацию 755,9 тысячи квадратных метров жилой площади (145,2 процента к уровню 2004 года). Параллельное совершенствование законодательной базы, в том числе по системе ипотечного кредитования, позволило увеличить долю средств граждан в строительстве жилья. В 2005 году эта сумма составила 646,9 миллиона рублей.

В 2005 году исполнение областного бюджета проходило в условиях казначейской системы. Принцип «единой кассы» позволил более эффективно управлять денежными средствами и контролировать их. Так, в 2005 году проверками Минфина были выявлены нарушения финансово-бюджетной дисциплины на сумму более 4,5 миллиарда рублей.

Публичные слушания продолжались более часа. Дополнительные вопросы к представителям Минфина были уточняющего характера. В целом отчет министерства финансов Омской области был принят.