АХ, "АРЛЕКИНО", "АРЛЕКИНО"

АХ, «АРЛЕКИНО», «АРЛЕКИНО»

В первой половине июня в "Либеров-центре" открылась выставка "Театр куклы, актера, маски "Арлекин" представляет: Ольга Веревкина. Эскизы спектаклей. Куклы"

— Идея выставки возникла еще год или полтора назад, и Ольга Петровна ее поддержала, — рассказывает Дилара Торик, заведующая выставочным сектором музея. — Выставка организована не только к семидесятилетнему юбилею театра, но и по велению сердца. У «Либеров-центра» и театра «Арлекин» давняя дружба. В конце девяностых, еще в прежнем помещении центра, «либеровцы» делали очень большой проект — «Игры для детей и взрослых». Тогда были представлены и декорации, и огромные ростовые куклы. Для детей подобные выставки — всегда очень интересная тема. Поэтому и возникла идея повторить подобное вновь.

Экспозиция располагается в двух залах первого этажа и построена следующим образом: в одном зале — спектакли вечернего репертуара, в другом — дневного. Выставка маленькая, но на ней представлены восемь спектаклей.

Во время экскурсии Дилара Флюровна рассказывает посетителям о куклах, которые живут в «Арлекине». О том, как ими управляют, из чего их делают.

— Первоначально предполагалось взять кукол из тех спектаклей, которые уже не идут, — говорит она. — Но «Арлекин» переехал в новое просторное здание и у него теперь есть свой музей. Все куклы, «снятые» со спектаклей, плавно перекочевали туда. Затем наша идея трансформировалась, и нам захотелось показать одновременно и эскизы, и уже действующих по ним «актеров». Именно эта «творческая задумка» была воплощена в двух выставочных залах центра.
В витрине одного из залов — Макеты сцены с двух спектаклей: «Серая Шейка» и «Ромео и Джульетта» М. Глуховской. На фотографиях можно посмотреть, как куклы и актеры живут в театральной атмосфере во время спектакля.

В «вечернем» зале на стене висят две чудесные марионеточные куклы, которые уже давно поразили меня. Таких «живых» и настоящих, трогательных и одушевленных я не видела никогда. Это Ромео и Джульетта — герои одноименного произведения Вильяма Шекспира. Ромео и Джульетта «отдыхают» в «Либеров-центре» до начала августа, так же как и другие «действующие» куклы из спектакля «Белоснежка и семь гномов».

В зале представлены также эскизы с моноспектакля Геннадия Власова «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова. Эскизы к этому спектаклю — настоящее произведение искусства. Только названия этих неброских набросков заставляют надолго остановиться и задуматься: «Кукла, которую потрошат», «Девушка превращается в смерть».

Интересная кукла, вырезанная из дерева, из спектакля 1989 года «Сказка про дядьку, Змея Горыныча и девицу красную». Глядя на этого старичка, почему-то вспоминаешь «Сказку о рыбаке и рыбке»…

Дилара семь лет проработала художником-исполнителем в театре кукол и, несмотря на то что сама кукол не делала, а в основном занималась бутафорией и декорациями, ответит на любой заковыристый вопрос. И не только о том, чем отличаются тростевые куклы от перчаточных. Рассказывает Дилара и о «кухне» художника. Например, к спектаклю «Крошечка-хаврошечка» были нарисованы и яркие, красочные эскизы, и графические — черно-белые. Как ни странно, оказалось, что выставочные эскизы, оформленные в красивые рамки, делаются очень редко, потому что у театрального художника задачи несколько иные, чем у простого живописца.

По эскизам Ольги Петровны можно многое узнать о будущей кукле. Как прорисовывается головной убор? Почему кукла изображена анфас и в профиль? — на все эти вопросы ответит Дилара. Одна из особенностей выставки в том, что это не просто рисунки, не просто экспонаты. Это рабочие эскизы спектакля. На многих листах бумаги можно увидеть и следы клея, и следы краски. Они лежали в цехах, по ним лепили, по ним работали. Самое главное, посетители могут не только посмотреть на кукол, но и подержать их в руках.

На выставке ждут детей и их родителей, а также группы школьников из летних лагерей. Цены — весьма необременительны: экскурсия из 25 человек — 50 рублей, для взрослых — 10 рублей, для школьников — 6 рублей.