ТРЕЗВОСТЬ? СЕБЕ ДОРОЖЕ!

В стране все шире шагает противоалкогольная кампания: пьянство вроде как теперь не в моде, и многие, поддавшись на "уговоры", действительно отказываются от спиртных напитков, вот только вскоре выясняют, что трезвый образ жизни оказывается гораздо накладнее

Таков менталитет у нас, у русских. Уж если собралась компания больше одного, надо обязательно поговорить. А как говорить без нее, родимой? Конечно, она покупается, к ней готовится закусочка — и пошел «отдых». И попробуй тут откажись, особенно если не больше одного, а, скажем, больше трех. На тебя тут же посмотрят косо: то ли ты шпион, то ли болен неизлечимо, да еще, не дай бог, заразно. Рассказывать, что ты просто «завязал», во многих случаях бесполезно.

Однако в последнее время ситуация в этом плане все же стала выправляться. Понимает народ: ну не пьет человек, значит, не хочет. А все равно чувствует себя рядом с ним неуютно: «Что такое? Все из нормальной бутылки наливают, а этот минералку хлещет?»

Производители алкогольных напитков эту ситуацию быстренько просчитали, и в продаже появились «нулевое» пиво и вино «free from alkogol», то бишь «свободное от алкоголя». Казалось бы, весьма правильный подход и весьма логичный выход из положения. Все наливают — и ты наливаешь, только свой напиток. И на тебя уже не смотрят косо, в компании ты вроде как свой человек. Но!..

Пиво с отметкой «О» в киосках и магазинах по цене ничуть не отличается от обычного. И это, наверное, нормально. Совсем другая ситуация в заведениях общепита — кафе, барах, ресторанах. Здесь безалкогольное пиво стоит почему-то раза в два дороже. И человек, бросивший пить, задумается: «Стоит ли вместе с дружками-подружками проводить вечер в развеселом заведении? Им-то хорошо, они стандартные напитки по стандартной цене употреблять будут. А мне каково? В два раза больше платить придется! Может, лучше в парке, на скамеечке?»

Может, и лучше. И в качестве эксперимента автор этих строк присела на скамеечке возле кинотеатра «Маяковский», предварительно купив в киоске «нулевого» пива. Перед этим, правда, попыталась в летнее кафе зайти здесь же, но там ответили: «Из безалкогольных напитков только газированная вода в ассортименте». А хотелось не сладкой воды — горького пива.

Не успела сделать нескольких глотков, как передо мной возникли два стража правопорядка.

— Не положено, — памятуя, что теперь по закону запрещено распивать пиво в общественных местах, заявили они. — Идите или в кафе, или во двор.

— Но это же «нулевое» пиво! — попыталась возразить я.

— Пиво оно и в Африке пиво, — констатировали милиционеры. — Идите.

Хорошо им говорить: в кафе или во двор… В кафе со своим напитком не пускают, а во дворе вообще-то дети играют и видят, как тетя что-то пьет — они ведь не понимают, что напиток безалкогольный, но понимают, что пьет. И пример берут, и во взрослом возрасте себя такими же видят — с банкой, на скамейке.

Вот и получается: общепит вынуждает или вообще отказаться от посещения его заведений, или все-таки «присесть» на спиртное. Правоохранительные органы с улицы гонят. Куда теперь податься трезвеннику? Выходу него один — купить упаковку «нулевки» и сидеть в гордом одиночестве дома.

Раз посидит, два, а потом плюнет да и напьется с тоски… Это, конечно, в худшем случае. И в гробу он видел все свои благие начинания.

Один мой знакомый, два года назад отказавшийся от алкоголя, сказал на днях:

— Все хорошо — в семье наладилось, на работе. Но иногда, понимаешь, вина хочется. Не затем, чтобы напиться, а просто вкус почувствовать.

— Так какие проблемы? — отвечаю. — Сейчас ведь продают безалкогольное. Пойдем купим.

Мне тоже иногда хочется вина. При желании можно найти что-нибудь дешевенькое, рублей за сто. Выпьешь бокал — и все, «вкусовые потребности» удовлетворены. То же самое и про безалкогольное вино думала. Наивная.

Сначала мы зашли в не очень крупный магазин. В ответ на просьбу продать безалкогольное вино на нас посмотрели как на идиотов, сбежавших из психушки. В другом магазине — то же самое. Повезло в крупном супермаркете: «Пожалуйста, пожалуйста! Есть сорт такой, и такой, и такой…»

Мы радовались до тех пор, пока не посмотрели на цены. Дешевле, чем за 340 рублей, никто ничего предложить не мог.

Вывод: «свободное от алкоголя» вино простому гражданину не всегда доступно. Или только по очень большим праздникам. А моего приятеля от алкоголя закодировали врачи и запретили даже валерьянку пить, потому что она на спирту и может вызвать рецидив. Но вина ему хочется. Что делать?

Ладно, с вином все более-менее понятно — дабы избавить напиток от градусов, нужны специальные технологии, дополнительные затраты. Вот и стоит дороже. Но с пивом-то почему так обстоят дела? Тоже, наверное, особые технологии применяются? И все равно повторюсь: почему в магазинах и киосках оно стоит столько же, сколько и алкогольное, а в кафе и ресторанах дороже? Дискриминация непьющих называется.

— Не думаю, — что у рестораторов и барменов есть такая задача — споить население, — говорит директор центра сертификации и экспертизы «ОмскТ» Светлана Галкина. — Конечно, кто-то из них, возможно, заинтересован в продаже более дорогих напитков, но дело, наверное, все-таки в том, что безалкогольная продукция в заведениях общепита имеет очень ограниченный спрос. А ведь у того же безалкогольного пива или вина тоже есть срок годности, и если они не будут вовремя реализованы, хозяин понесет убытки.

В принципе, логичный довод: рестораторы пока не привыкли, что среди клиентов попадаются те, кто решил отказаться от алкоголя. И для них, немногих, припасают лишь дорогие напитки, не оставив выбора непьющему… Нет, все равно дискриминация! Хотя с точки зрения прав потребителя никаких нарушений здесь нет. Твое право: хочешь пей, не хочешь- не пей. Выходит, повлиять на эту ситуацию никто не в силах? И остается трезвенникам, видимо, только одно — ждать. Ждать, когда их станет больше, чем людей выпивающих (или хотя бы половина), с тем чтобы и производители безалкогольной продукции, и ее реализаторы поняли: «нулевые» вино и пиво пользуются спросом, следовательно, производить их нужно больше, а продавать дешевле. Тогда, не исключено, и на этом рынке возникнет конкуренция. И тогда мой приятель найдет наконец вино «free from alkogol», удовлетворив свои вкусовые потребности без ущерба для здоровья, семьи и работы.

Только вот ждать этих времен, чувствую, придется еще ох как долго!