Потом и училище перестало существовать, посчитали, что профессия эта стала невостребованной. Многим кажется, что кузнецы — они из прошлой жизни, из деревенской и давно забытой.
— Вы ошибаетесь, раньше практически на всех заводах были кузницы, — возражает мне Роман. — На некоторых заводах они действуют и сейчас. Хорошая кузница на «Полете», там просто шикарное оборудование. Скажем, военное производство невозможно без этого. Кузнечно-штамповочное производство — это целая отрасль тяжелого машиностроения, которая производит различные металлические изделия от деталей машин до предметов домашнего обихода.
Кузница, где работает Роман, занимается изготовлением различных чудес из металла по заказам. Ему кажется, что работает он кузнецом давно. Хотя парню всего 25 лет. После школы окончил Университет путей сообщения. Но, как он говорит, кузница для него интереснее. У него даже фамилия кузнечная — Кузнецов, Роман Кузнецов.
— Непосвященному человеку это в диковинку, — улыбается Роман. — Мне тоже, когда я впервые пришел в кузницу, было очень интересно. А начинал работать здесь с 15 лет, решетки красил.
КУЗНИЦА, КУЗНЕЦ, КУЗНЕЧИТЬ
Мало кто знает, что ковка применялась очень давно, задолго до освоения выплавки железа из руды, в IV-III тысячелетии до нашей эры. Ее производили вручную из метеоритного железа. Сейчас ковку ведут в основном на молотах с массой падающих частей от килограмма до пяти тонн.
Роман показывает оборудование цеха: молот большой, средний и два маленьких. Хотя даже и маленькие молоты на вид довольно массивные.
— Вот пресс, температурная шкала… Это пила, чтобы резать большие объемы металла. Вот наша печь-нефтянка, она дает температуру до 1300 градусов по Цельсию.
Помещение кузницы поражает своими размерами, по площади — как заводской цех. И оборудование в цехе мощное, жаркое, сильное. А работают здесь всего два человека: кузнец Роман Кузнецов и его подручный Игорь Лезов.
— Сейчас хорошего кузнеца не найдешь, — как бы вслух размышляет Роман. — Подручный у меня — толковый парень, не ленивый. Про таких обычно говорят, что руки на месте.
Учитель Романа Николай Николаевич Греков давно уже на пенсии.
Когда-то Греков сам окончил училище, получил профессию кузнеца. Потом много лет учил парней этому древнему ремеслу.
А когда отец Романа Александр Георгиевич Кузнецов организовал в цехах бывшего училища свое дело, Греков работал здесь кузнецом.
Так и передается эта профессия из поколения в поколение. И каждый мастер привносит в это ремесло что-то свое и неповторимое.
В старые времена в народе бытовала поговорка «Для того кузнец клещи кует, чтобы руки не сжечь».
Хотя слова эти и ко всем мастеровым отнести можно.
ЧТО СТУКНУЛ, ТО И ГРИВНА
Заказов на кованые изделия поступает с каждым днем все больше и больше. В кузнице изготавливают изделия для заказчиков не только из Омска и районов нашей области, но и из Ханты-Мансийска и даже из соседнего Казахстана.
Рядом с кузнечным цехом — сборочный. Роман с гордостью показывает нам уже готовые изделия.
— Это ограждение для стадиона, его нам заказали строители из Ханты-Мансийска. Поэтому и орнамент здесь на спортивную тематику. Вот изделие совсем в ином стиле — кованое крыльцо для частного дома. А чтобы изготовить такой козырек для магазина, нужно обязательно учитывать городской дизайн, место расположения здания.
В кузнице заказывают и очень ответственную работу. Не так давно они принимали участие в строительстве театра «Арлекин». Все ограждения, скамейки, фонари — это их рук чудеса. Кованые изделия для Арбитражного суда тоже создавались в этой кузнице. Как говорит мастер, в Омске заметны следы их работы.
— А какие изделия вам удаются лучше всего?
— Я сейчас, наверное, все могу сделать. Но случается и такое: работаешь, работаешь, а потом соберешь все части в единое целое, отойдешь, посмотришь, и вдруг сам удивишься тому, что вышло. Так было с ограждением, которое мы установили вокруг памятника первому сибирскому садоводу, что в Саду Комиссарова. Там очень много кованых листьев. Мне кажется, что эта работа вышла удачной.
Удивляются и будут удивляться еще много лет все, кто видит такие чудеса. Кованые изделия очень красивы. Они как будто из другого времени. Даже в цехе от них глаз не отвести. Оказывается, из железа можно изготавливать даже мебель. Чуть в стороне стоит диванчик, такой легкий и вычурный на вид, что даже и не подумаешь, что он из металла.
— А для церквей вы что-нибудь делали?
— Нет. Наверное, для церкви или часовни это дорогое удовольствие.
Не зря в старину говорили: у кузнеца — что стукнул, то и гривна. Работа эта была во все времена прибыльной. Но, наверное, в этой поговорке есть и другой смысл: дорогая — в смысле красивая, к тому же на века.
Вспомнилась и еще одна старинная присказка: муж кузнец — жена барыня. Только пока не женат наш кузнец. Однако жених он завидный.
ГОД ЗА ДВА
Чтобы изготовить то или иное кованое изделие — надо семь потов пролить. Еще и потому, что кузнечное производство всегда считалось вредным.
— Наша работа по степени вредности относится к первой категории. Да плюс к тому — горячая сетка, где год за два идет.
Можно добавить, что производство кованых изделий не только вредное, но и долгое. А начинается оно с эскизов художника. У него много фотографий и каталогов. Клиент может заказать все, что его душе угодно.
— Очень хорошо смотрится природа в металле, — размышляет Роман. — Если я эту розу сейчас покрашу в естественный цвет, вы ее не отличите от настоящей. Ветки, цветы, виноградная лоза — это часто используется во всевозможных орнаментах.
— А фигурки животных?
— Тут вообще простор для фантазии — птицы, драконы, кони, рыбки. За столько лет нами столько уже наработано интересных деталей. Заказчики наши всегда остаются довольны.
Роман говорит, что живут они сейчас в городской квартире. Но решили построить себе загородный дом. И в доме том все, что только возможно, будет кованым.
— А кузница для вас — это что? — уже на пороге спрашиваю у парня.
— Это вся моя жизнь. Я этим занимаюсь и буду заниматься всегда.